Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Сведенборг Э. Увеселения премудрости о любви супружественной. М., 1914. Малотиражное издание. Экз. № 170. В полукожаном переплете эпохи с золотым тиснением на корешке и в современном картонажном футляре. Золотой обрез. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Сведенборг Э.
Год издания: 1914


Сведенборг Э. Увеселения премудрости о любви супружественной. Перевод автора неизвестнаго. Издал по рукописи 1850 года В.Пашуканис. М.: Мусагет, 1914. [8], 346, [2] с., с илл. 27,4 х 22,4 см. Тираж 201 экз., 200 нумерованных экземпляров отпечатаны на бумаге верже и один ненумерованный экземпляр отпечатан на бумаге Ватман. Экземпляр № 170. В полукожаном переплете эпохи с золотым тиснением на корешке и в современном картонажном футляре. Золотой обрез. Отличная сохранность. На переднем форзаце наклеен литографированный ярлык-экслибрис (в прямоугольной рамке вверху набрано: «EX LIBRIS», под надписью на стопке из трех книг стоит четвертая - раскрытая книга - с чистыми страницами, на правой странице крупный инициал «L». Книга опирается на подставку. Слева от книги в овале герб: замок, река, лебедь, внизу подпись: «Sauvage»). Редкость.


В своем мистическом и визионерском опыте Эммануил Сведенборг видел мир духов, исследовал его, чтобы рассказать живущим о последствиях их поступков в потустороннем мире и о воздаянии после смерти. Он описывает жизнь праведных душ как нескончаемую Радость, рассматривая ее различные проявления. Но и в материальном мире человек может жить счастливо, в чем и состоит его истинное спасение. Переход из мира материального в мир духовный является продолжением земного пути, границы двух миров довольно условны. Видения Э.Сведенборга, опираясь на представления христианства, значительно отличались от них, делая более привлекательной идею материальной жизни человека и спасения в мире. Одним из главных отличий являлось то, что дух в представлениях Сведенборга более тесно сближался с материей, не противопоставляясь ей, а как бы являясь энергетическим состоянием вещества.

Одним из аспектов размышлений Сведенборга стали его представления о браке. Хотя ученый-мистик всю жизнь оставался холостяком, он посвятил проблемам любви, отношений полов, брака и судьбе супружеских душ после смерти обширный труд («Deliciae Sapientia de amore conjugali et voluptates insaniae de amore Scortatolio»; Амстердам, 1768), переведенный на русский язык впервые под заглавием «Увеселения премудрости о любви супружественной» (1914).

Настоящий трактат Э.Сведенборга в начале ХХ века заинтересовал русских символистов молодого поколения, объединившихся вокруг издательства «Мусагет». Это были поэты, художники, философы, которых волновали, среди прочего, проблемы отношения плотского и духовного, оккультные и масонские практики. Особую роль в этом довольно обширном сообществе играли поэты Андрей Белый и Эллис. В 1912 г. А.Белый стал преданным последователем Рудольфа Штейнера, основателя антропософии, одним из идейных предшественников которого являлся и Э.Сведенборг. Трактат Э.Сведенборга был издан в «Мусагете» минимальным для издательства тиражом в 201 экземпляр, тогда как средний тираж книг там составлял 1460 экземпляров. Книга вышла как библиофильское издание для узкого круга избранных, разделявших идеи спиритуализма и антропософии.

В этом трактате Э.Сведенборг доказывает, что те супруги, которые испытали и сумели сохранить в течение жизни истинную «супружескую» любовь, остаются вместе на небесах в том же состоянии навечно. Однако, если в супружеской паре такая истинная «супружеская» любовь отсутствует у одного из партнеров, такая пара будет разделена, и каждый из супругов, по своему желанию, получит более «совместимого» партнера. Партнера получит и тот, кто был влюблен в «идеал» брака, но так и не смог найти настоящего спутника в этом мире. Исключение в обоих случаях (супружеские пары или холостяки) составляют те, кто отвергает и нарушает целомудрие брака. Они остаются одиноки в духовном мире и обречены на страдание.

Главной причиной дурного расположения человека Э.Сведенборг называет «адскую любовь», которой противостоит «духовная любовь». Любовь есть сущность жизни, от нее производны аффекты, восприятия и мысли. Адская любовь есть любовь к себе, тогда как духовная любовь - это любовь к другому. Она вполне может быть одновременно возвышенной и плотской. Наша чувственность сохраняется не только в материальном мире, но и в духовном; а жены - «суть любви самые нежнейшие, и как бы Ревнивые, горящие к тому, чтобы сохранить дружбу и доверие супружественное, и так для обоюдной счастливой жизни, о которой пекутся они для мужей и для себя …». Милосердие есть реализация духовной любви.

Эммануил Сведенборг (1688-1772) - шведский ученый-естествоиспытатель, христианский мистик, теософ, изобретатель. Он занимался космологией, механикой, математикой, анатомией, физиологией, политикой, экономикой, металлургией, геологией, горным делом и химией. Э.Сведенборг считается родоначальником таких дисциплин, как минералогия и физиология мозга. Ученый был избран почетным членом Петербургской академии наук. С момента духовного просветления, случившегося с ним в 1740-х г.г., он считал себя пророком, несущим по благословению Господа новую Благую весть и учение для Новой церкви.

Э.Сведенборг окончил философский факультет Уппсальского университета, где изучал физику, астрономию и естественные науки. Он сочетал в себе таланты многопрофильного ученого и философствующего теолога. Тонкое чувство взаимосвязи различных вещей и явлений помогло ему совершить прорыв к «тайному знанию». В 1734 г. он в одном из своих философских трактатов выступил против отдельных взглядов крупнейших на тот момент философов Декарта, Лейбница и Бэкона.

В 56 лет Э.Сведенборг пережил удивительный экзистенциальный опыт, позволивший ему выйти из глубокого душевного кризиса. Ему было видение Господа, который благословил его дальнейшие изыскания на поприще теологии. Ему открылся внутренний взор, благодаря которому Сведенборг наблюдал воочию духов, небеса и ад. Он приобрел дар прозорливости, стал переживать странные сны, мог вступать в психический контакт с жителями других планет. Основное время он посвятил толкованиям Апокалипсиса и некоторых других книг Библии, но стал автором и ряда других важных трактатов. Для последователей Сведенборга существовали неопровержимые свидетельства того, что он общался с духами умерших. 19 июля 1759 г., находясь в Гетеборге, он «видел» и достоверно описывал, как пожар, охвативший в то самое время Стокгольм, пожирал город.

Э.Сведенборг отстаивал идею свободы воли. Именно люди ответственны за то, кем они станут после смерти: небесными ангелами или ангелами ада. В своем взгляде на христианство Сведенборг дистанцировался как от католиков, так и протестантов. К двум сущностям истинной церкви он относил учение о единстве и человечности Бога, а также необходимость покаяния и добрых дел. Духовные последователи Э.Сведенборга основали движение Новая церковь. Некоторые из них считали его произведения «Третьим Заветом». Интерес к творчеству Э.Сведенборга возрос в начале ХХ века. В России его идеи вдохновляли Владимира Соловьева, Николая Бердяева, Владимира Вернадского и многих других. Среди почитателей его творчества были Артур Конан Дойл, Карл Густав Юнг, Хорхе Луис Борхес и другие выдающиеся деятели западной культуры.