Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

«Теремок» над въездными воротами Крутицкого подворья в Москве. Фотография, наклеенная на паспарту. М., 1883. В раме. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.

Автор: Шерер, Набгольц и К°
Год издания: 1883


«Теремок» над въездными воротами Крутицкого подворья в Москве. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1883. В раме. Размер снимка: 25 х 19,4 см. Размер в раме: 51 х 45 см. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.


Крутицкое подворье было основано в XIII столетии, в то время, когда Русское государство попало под монголо-татарское иго. Множество русских людей было уведено в Золотую Орду. Для их духовного окормления была учреждена особая епархия – Сарская и Подонская, а местом постоянного проживания Сарских митрополитов было определено местечко Крутицы, находившееся на границе Москвы. На Крутицах было построено подворье и храм в честь святых апостолов Петра и Павла. С этого времени Крутицкое подворье стало местом, откуда русские люди отправлялись в Орду по различным делам. Здесь они молились о благополучном возвращении.

После разграбления подворья поляками в 1612 г. на месте ветхой церкви Успения в 1656 году началось строительство пятиглавого собора. В 1693-1694 годах зодчие О.Старцев и Л.Ковалёв строят парадный вход в подворье - так называемые Святые ворота с надвратным «теремком», украшенным удивительной красоты изразцами, изготовленными мастером Степаном Ивановым Полубесом, оформлявшим во второй половине XVII в. целый ряд крупнейших монастырей и храмов.

В 30-х годах XX столетия архитектурный ансамбль Крутицкого подворья находился на грани исчезновения. В 1950-х годах терем был реставрирован П.Д.Барановским. Дворцовый ансамбль с двумя церквями, включающий изразцовый Крутицкий теремок - уникальное архитектурное строение, находящееся под охраной ЮНЕСКО. Крутицкое подворье расположено на юго-востоке столицы — за Новоспасским мостом, у Крутицкой набережной Москвы-реки.

Инициатором создания серий фотографий стал Николай Александрович Найденов (1834—1905) — известный московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877—1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета — делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 г. Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.

Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х – 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе — 39 храмов, в Замоскворечье — 12 храмов.