Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Толстой Л.Н., гр. Мысли мудрых людей на каждый день. Собраны гр. Л.Н.Толстым. М., 1903. Прижизненное издание. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Толстой Л.Н., гр.
Год издания: 1903


Толстой Л.Н., гр. Мысли мудрых людей на каждый день. Собраны гр. Л.Н.Толстым. М., издание "Посредника", 1903. IV, 871, [13] с. 18,9 х 13 см. Прижизненное издание. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. На титульном листе дарственная надпись: «Желаю, чтобы эта Книга чаще попадалась Вам на глаза. О.Феодос[ий] «Ольгино» 28 – III – <19>08».


Экземпляр принадлежал до марта 1908 г. священнику отцу Феодосию, видимо, вхожему в круг семьи герцогов Ольденбургских, владевших поместьями Рамонь и Ольгино в Воронежской губернии. Поместье «Ольгино» было подарено в 1901 г. на свадьбу Петра Александровича Ольденбургского и великой княгини Ольги Александровны, младшей сестры императора Николая II, родителями Петра Александровича. Оно находилось рядом с родительским поместьем Рамонь. В Ольгине началось масштабное строительство, закончившееся в 1908 г., но хозяйский особняк был построен уже в 1906 г. Можно предположить, что книга была подарена великой княгине Ольге Александровне, об искренней вере которой известно. Кроме того, из ее биографий явствует и то, что она разделяла принципы толстовства, в частности, следовала примеру графа в бытовой простоте и стремлении помогать людям. Известно, что в имении «Ольгино» она жила согласно с этими принципами, ходила по деревенским избам, нянчила крестьянских детей; в годы Первой мировой войны она работала сестрой милосердия в военном госпитале. Экземпляр книги представляет большой исторический интерес, поскольку может свидетельствовать о влиянии «толстовства» на мировоззрение великой княгини.

В книге представлены мудрые мысли о человеке, его назначении, душе, Боге, способах борьбы с соблазнами и злом внутри и снаружи, высказанные лучшими представителями всех религий и культур. Среди их авторов - античные философы и политики, представители рационализма и других направлений европейской мысли, мудрецы Талмуда, китайские и индийские мыслители. Л.Н.Толстой объединяет западную и восточную мудрость и религиозные традиции буддизма, даосизма, индуизма, иудаизма, христианства и ряд других нравственно-этических учений. Но заметен очевидный перевес в пользу Востока. Не зря Л.Н.Толстого некоторые считают одним из крупнейших русских последователей буддизма. Наибольшее количество цитат, приведенных в издании, взято из Талмуда, произведений Лао-Цзы, Конфуция, одного из основополагающих буддийских трактатов - Дхаммапады, творений Рамакришны, Джона Рескина, Блеза Паскаля, Эпиктета. Есть в книге немало и собственных мыслей Льва Николаевича.

Писатель показывает, что все люди, которым приоткрылось понимание сути вещей, независимо от своих исторических, культурных и религиозных рамок, говорят об одном и том же. Все это тонкие наблюдения над психологией и внутренней сущностью человека, в котором, конечно же, отражается и весь мир и что-то большее, непознанное, что одни зовут Богом, другие – Абсолютом, а третьи - творческим началом. Этот Бог все собой пронизывает и объединяет, сшивает пространство и время едиными физическими законами, материализует мысли. Зло рождается из малого, даже путем бездействия, но человек может его уравновесить в себе добром, а потом и победить. Книга указывает пути к этому, их много. Так, Дхаммапада говорит: «Все живое трепещет мучения, все живое боится смерти; познай самого себя во всяком живом существе – и не убивай и не причиняй смерти». Блекки утверждает: «Всякая невоздержанность есть зачаток самоубийства; это невидимый поток под домом, который рано или поздно подмоет его фундамент». Древнеримский философ Эпиктет точно подметил: «… если внешнее, от нас независящее, становится для нас неприятностью или затруднением, то, значит, в нас самих что-нибудь не в порядке». Талмуд брызжет черепками фатализма: «Падает камень на кувшин – горе кувшину, падает кувшин на камень – горе кувшину, так или иначе, все горе кувшину». А восточная пословица наполняет еще целый кувшин дополнительным смыслом: «Человек может избежать несчастий, ниспосланных Небом, но от тех несчастий, которые сам человек навлекает на себя, нет спасения».

Писатель составил этот сборник в 1903 г., когда тяжело болел и не вставал с постели. Все цитаты расположены по дням года. Две-три мысли объединены внутри одного дня единой темой и, таким образом, предназначались для каждодневного обдумывания, проживания и медитации.

Сборник является характерным образцом третьего периода жизни и литературного творчества Л.Н.Толстого, который был связан с отчаянными религиозными исканиями, созданием собственного эклектического учения, сводящего в одно почти все мировые религии и светскую этическую философию, получившего название «толстовства». Сутью его было то, что любить Бога значит любить ближнего, другого человека, всех людей, видеть в них Божественное начало. Сам писатель считал сочинения этого периода, распространявшие это учение, самыми значимыми своими произведениями. В этот период Л.Н.Толстой, кроме прочего, старался изучить в подлиннике первоисточники христианства и иудаизма. Он брал уроки древнегреческого и древнееврейского языков. В изучении библейского иврита писателю помогал московский раввин Шломо Минор. Вместе с тем, Лев Николаевич присматривался к старообрядцам, сблизился с крестьянином-проповедником Василием Сютаевым, беседовал с молоканами, штундистами.