Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Варварские ворота. Фотография, наклеенная на паспарту. М., 1884. В раме. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.

Автор: Шерер, Набгольц и К°
Год издания: 1884


Варварские ворота. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1884. В раме. Размер снимка: 20,5 х 26,3 см. Размер в раме: 45 х 51 см. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.


В 1534—1538 гг. была сооружена стена Китай-города и одна из башен с воротами получила название Варварской, поскольку в нее упиралась улица Варварка. В 20-х гг. XIX в. у Варварских ворот образовалась площадь, которая получила наименование Варварские Ворота или Варварская (Варваринская). В 1924—1990 гг. площадь носила имя В.П.Ногина. В 1992 г. часть площади, примыкающая к памятнику Кириллу и Мефодию, получила название Славянская площадь.

Варварская башня, стоявшая на изломе стены над крутым склоном, была одной из самых мощных в китайгородских укреплениях. В плане она напоминает Кутафью башню Кремля. Башня была выдвинута вперед, а под ней сделаны глубокие подземные камеры - "слухи" для борьбы с подкопами при осаде. Простая монолитная архитектура башни находит прямые аналогии в итальянских трактатах по фортификации XV - XVI веков. Башня изначально была проездной, на фотографии видны небольшие ворота, а над ними - киот для иконы. Широкая арка проломных ворот была устроена позднее прямо в стене. Белокаменное основание башни сохранилось до наших дней, его можно видеть в подземном переходе под Славянской площадью.

В 1880 г. в башне была устроена часовня Боголюбской иконы Богоматери - слева виден вход-шатёр. Сама икона располагалась в киоте на стене башни. Часовню снесли в 1928 г., стена Китай-города и башня сломаны в 1934 г. В истории Москвы Варварские ворота памятны по так называемому "чумному бунту", начавшемуся именно у этих ворот, около находившейся на стене башни иконы Боголюбской Богоматери в 1771 году.

Инициатором создания серий фотографий стал известный московский предприниматель Николай Александрович Найденов (1834—1905) — московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877—1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета — делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 и Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.

Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х – 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе — 39 храмов, в Замоскворечье — 12 храмов.