Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вид на Кремль от Швивой горки. Фотограф П.П.Павлов. [М., 1900-е гг.]. Фотография в раме и паспарту. Оригинальная раскраска акварелью. Отличная сохранность. Фотография имеет историко-культурную ценность, представляет интерес для музеев. Редкость.

Автор: Попов П.П.
Год издания: 1901


Вид на Кремль от Швивой горки. Фотограф П.П.Павлов. [М., 1900-е гг]. Фотография, составленная из двух последовательно выполненных снимков, в раме и паспарту. Оригинальная раскраска акварелью. Размеры снимков: 38 х 41 см. Размеры всей фотографии: 38 х 82 см. Размеры в раме: 72,4 х 115,5 см. Отличная сохранность. Представленная фотография обладает историко-культурной ценностью, представляет интерес для музеев. Есть экспертное заключение Российской государственной библиотеки. Редкость.


Настоящий экземпляр является малотиражным вариантом фотографии московского фотографа-художника П.П.Павлова. Судя по особенностям, запечатленным на фотографии, снимок сделан в 1900-х гг. Известно, что П.П.Павлов проводил крупномасштабную съемку видов Москвы с 1898 г.

Особенности раскраски соответствуют времени выпуска фотографии. Раскраска типична для подобных изданий мастерской П.П.Павлова.

Петр Петрович Павлов (1860-1925) известный фотограф-художник, происходил из крестьян. Более 10 лет работал в фирме «Шерер, Набгольц и Ко», в 1891 г. открыл собственную фотографию в Москве, в 1899 г. – собственную фототипию; член Русского фотографического общества с 1894 г., в 1900 - 1903 гг. – член ревизионной комиссии Общества. Фотограф получал заказы от знаменитых торговых фирм России. Его женой была Евгения Алексеевна Саврасова, дочь выдающегося художника.

Настоящий панорамный вид Кремля и окрестностей представляет большую редкость и является произведением фотоискусства. Создание городских фотопанорам, как во второй половине XIX в., так и в начале ХХ в., было достаточно сложным процессом, требовавшим от фотографа большого труда, высокой технической оснащенности и незаурядного профессионального мастерства. Именно поэтому известно не более десятка подобных панорам Москвы, сделанных до 1917 г. разными фотографами. Каждая из них становилась событием в фотографии и в истории города.

Печать большеформатных фотографий, состоящих из серии подогнанных снимков, была единичным делом из-за дороговизны исходных материалов и аппаратуры, с помощью которой осуществлялось тиражирование. Такие произведения всегда были малотиражными: от нескольких десятков до сотни экземпляров. Как правило, они изготовлялись по числу тех высокопоставленных лиц государства или городской администрации, которым по какому-то торжественному случаю преподносился тот или иной вид, и совсем малое число экземпляров могло поступать в открытую продажу. На дальнейшую сохранность фотографий большого формата влиял способ хранения. И если снимки находились в постоянном контакте со светом, то они быстро выгорали. Исторические катаклизмы ХХ в. также не способствовали их сохранности. Поэтому в настоящее время в коллекционной сохранности они встречаются чрезвычайно редко.

П.П.Павлов снял вид на Кремль принципиально иной, чем выполнил за полтора-два десятилетия до него А.И.Мей. В этом можно усмотреть даже некий диалог и конкуренцию двух фотографов. Во-первых, П.П.Павлов выбрал точку съемки с противоположного конца Москвы, чем тот, с которого снимал Мей. Теперь храм Христа Спасителя, откуда фотографировал Кремль А.И.Мей, высится вдали над городом. Во-вторых, если Мей сделал Кремль смысловым центром своей композиции, вокруг которого растет и развивается город, то для Павлова Кремль и прочие «заезженные» московские символы уходят на дальний план. Смысловым же центром становится сам город, чрезвычайно многоликий и пестрый, даже точнее – торгово-купеческое Замоскворечье, для которого Кремль подобен прекрасной короне, увенчивающей его предприимчивую голову. Замоскворечье, издревле известное своими купеческими домами, как бы ведет диалог с официозной Москвой, заключающей в себе символы государства, посредством мостов через Москву-реку.

Фотография отличается четкостью, большой детальностью, прекрасно представляет городскую застройку конца XIX в. Он также замечателен своей необычной композицией. Снимок профессионально раскрашен акварелью, что оживляло вид, придавало ему большую «реалистичность», позволяло выделить важные архитектурные памятники. Лишь небольшая часть фотографий, поступавших в продажу или предназначавшихся для подарков, имела раскраску.

Швивая или Вшивая горка (Таганский холм) - старинное название возвышенной местности в Земляном городе на левом берегу р. Яузы, находится близ современных станций метро «Таганская» и «Марксистская»; один из «семи холмов» Москвы. С него открывался один из лучших видов на Кремль. Теперь подобный вид можно наблюдать, вероятно, только из окон сталинской высотки на Котельнической набережной, построенной у подножия холма и закрывающей панораму на город.