Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Выставка богов. Текст Э.Паперной. Рисунки А.Порэт. Л., 1930. В иллюстрированной издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Паперная Э.С., Порет А.И.
Год издания: 1930


Выставка богов. Текст Э.Паперной. Рисунки А.Порэт. [Л.]: Государственное издательство, 1930. [12] с. 17,1 х 19 см. В иллюстрированной издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Редкость.


Редкое детское издание, оформленной выдающимся иллюстратором детской книги Алисой Порет, ученицей П.Н.Филонова, художника-исследователя и одного из лидеров русского авангарда. Лучшим периодом творчества А.Порет традиционно считается время ее увлечения аналитическим искусством под руководством П.Н.Филонова в 1920-х-30-х г.г. Книгу «Выставка богов» сама художница относила к своим любимым работам. Неоценимый вклад в ее восприятии детской книги внесли Обэриуты – А.Введенский, Д.Хармс, Н.Заболоцкий.

В книге описано целое семейство высших существ, оберегов и тотемов – куклы бурятских юрт и самоедских чумов, алтайские боги гор и руд, пастушеские боги, которые должны были стеречь скот от болезни и диких зверей, боги рыболовства. В книге нашлось место и для почти иконописного изображения православных святых Фрола и Лавра, которые традиционно находятся в окружении лошадей и коров как покровители скотоводов. Самоедский шаман, русский батюшка, еврейский раввин, немецкий пастор и французский аббат соседствовали на страницах книги и противопоставлялись кружку самоедских безбожников, изображенному на обложке.

Идея книги лежала в рамках антирелигиозной кампании, развернувшейся в Советском Союзе с 1920-х г.г. Основным посылом стала мысль о несомненном превосходстве науки над мистическими предрассудками. Для того, чтобы вырастить хороший урожай, поймать много рыбы, добыть руду – нужно слушать ученых, а не молиться богам и ждать чудес после ритуального танца. Автор текста книги, Эстер Паперная, развивала эту мысль и дальше, поясняя значение борьбы с религией: «Во всем мире, кроме СССР, власть заодно со священниками. Почему? Потому что они помогают богатым».

Эстер Соломоновна Паперная (1900-1987) – писательница, переводчица. Выпускница Харьковской Академии теоретических знаний. По приезде в Ленинград работала редактором детского сектора Госиздата и самого популярного детского журнала «Чиж», где познакомилась с Алисой Порэт и Даниилом Хармсом. Среди книг Э.Паперной есть несколько знаменитых изданий для детей, в том числе «Картинки с текстом» (1929), «Выставка богов» (1930), «Как построили город» (1932), «Чьи это игрушки?» (1930, иллюстрации А.Порет). Редакция Детского издательства под руководством Э.Паперной привлекала вниманием цензуры, в особенности из-за большого влияния Обэриутов на жизнь журнала. В 1936 г. только тираж «Чижа» достиг почти невозможного для детского издания тиража в 75 тысяч экземпляров. Подозрение в аполитичности и буржуазности авторов все же сказалось в эпоху Большого террора. Э.Паперная была арестована в 1937 г. по делу Ленинградского отделения Детгиза, провела в лагерях в общей сложности 17 лет, реабилитирована в 1956 г. После ссылки занималась переводами с французского, немецкого, итальянского, польского, английского, идиш.

Алиса Ивановна Порет (1902-1984) – художница, живописец, мастер книжной графики. Родилась на Путиловском заводе, где ее отец, обрусевший швед, работал врачом. Окончив курс у К.С.Петрова-Водкина в Академии художеств, работала над раскрасками для детей. Первая известная детская книжка с рисунками А.Порет называлась «Чепуха чепушистая» (1925). С 1926 г. художница стала частью авангардистской мастерской «Мастеров аналитического искусства» П.Н.Филонова. С этого времени она посвятила себя детской книжной иллюстрации, в том числе для детских журналов «Чиж» и Еж». Ее иллюстрации быстро стали популярны, а вот общение с редакторами журнала не всегда складывалось гладко. В.В.Лебедев, стоявший во главе «Чижа», не всегда был раз печатать книги работы А.Порет, а потому его часто приходилось надувать, иногда отправляя в печать работы под именем своего частого соавтора, другой известной ученицы П.Н.Филонова - Т.Н.Глебовой, и наоборот. Часто художницы работали вместе, а на обложке появлялось лишь одно имя. Так появились иллюстрации к «Иван Иванычу Самовару» Д.Хармса и детским стихам А.Введенского. Книга «Как победила революция» еще никому неизвестного Н.Заболоцкого по предложению редактора вышла без указания фамилии автора, только с именем Алисы Порет. В 1960 г. А.И.Порет стала первым иллюстратором «Винни-Пуха» в России.