Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Леонид, архим. Акты Иверского Святоозерского монастыря (1582-1706). Пб., 1878. В современном цельнокожаном переплете с золотым тиснением. Муаровые форзацы. Отличная сохранность. Подробное описание жизни Валдайского Иверского монастыря в XVII в. Редкость.

Автор: Леонид (Кавелин), архимандрит.
Год издания: 1878


Леонид, архим. Акты Иверскаго Святоозерскаго монастыря (1582-1706). Пб., [типография А.Траншеля], 1878. [4], II, XLII с., 64, 1-1068, 1071-1074, 1073-1076, 64 стлб.; 1 л. илл. 26,2 х 17,6 см. Малотиражное издание. Книга вышла в серии сборников документов «Русская историческая библиотека», Том 5-й, издававшейся Археографической комиссией с 1872 по 1927 г.г. Издание стало одной из наиболее крупных и авторитетных серий документальных публикаций в русской исторической науке. В современном цельнокожаном переплете с золотым тиснением на корешке и крышках. Муаровые форзацы. Отличная сохранность. Редкость.

Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был основан патриархом Никоном на Сельвицком острове Валдайского озера в Новгородской земле в 1653 г. Это первый из трех монастырей, построенных по инициативе патриарха, в рамках позиционирования Русской церкви как главного центра Вселенского православия и Московского государства как Нового Израиля и Третьего Рима - основного мирового защитника истинной веры. Это автоматически увеличивало авторитет русского царя и патриарха. Московское государство видело себя наследником Византийской империи и примерялось к имперским символам и идеям власти. В отношениях патриарха с Московским царем утверждалась идея о симфонии властей. Два других монастыря - Новоиерусалимский и Онежский Крестный - были основаны в 1656 г.

Создание Валдайского Иверского монастыря было связано с объединением в его стенах нескольких святынь, принципиально важных в рамках новой концепции, и созданием особого уровня святости. Валдайский монастырь приобрел такой же авторитет, как и Иверский монастырь на горе Афон, обладавший чудотворной иконой Иверской Божьей Матери, почитавшейся в православной мире первой по силе и значению. Связанные с ней предания и чудеса имели общехристианский и вселенский масштаб.

Православные верят, что Иверская икона была написана апостолом Лукой при жизни Богородицы, запечатлев ее подлинный образ. Эта икона чудесным образом прошла всю историю христианства, в том числе период иконоборчества в Византии. Она сама выбирала себе место, или, как тогда говорили, «Дом», обеспечивая ему особую защиту. Если место оказывалось недостаточно свято, икона уходила оттуда. Соборный храм Валдайского монастыря был освящен в честь Иверской иконы Божьей Матери. В него был перенесен один из двух списков с нее, выполненных для Московского государства на Афоне по всем строгим правилам создания копий, равных подлиннику.

Другой храм монастыря был освящен во имя святителя Филиппа Московского. Его канонизация и перенесение чудотворных мощей в Москву состоялось в 1652 г. под руководством Никона, в то время являвшегося Новгородским митрополитом. Святитель Филипп (в миру: боярин Федор Степанович Колычев), будучи придворным Елены Глинской, сохранил верность великокняжескому центру, в то время как родственники его поддержали Новгородское восстание против Москвы, поднятое старицким князем Андреем Ивановичем. Став митрополитом, Филипп не боялся высказывать Ивану Грозному свое отношение к его политике, не мирился с произволом и насилиями опричников. За свою позицию он принял мученическую смерть от рук Малюты Скуратова. При перенесении мощей св. Филиппа Московского в Москву царь Алексей Михайлович написал покаянную грамоту за грехи «прадеда», каковым он формально называл Ивана IV. И этот жест имел особое значение в отношениях церкви и светской власти и в идеологии Московского государства, поскольку в XVII веке Смуту стали считать Божьей карой за зверства Ивана Грозного и его опричников.

И, наконец, в Иверский монастырь на Валдае были перенесены мощи местночтимого Новгородского чудотворца Иакова Боровичского. Так, новый монастырь стал средоточием вселенской, общерусской и новгородской святости, объединив на Новгородской земле, помнившей в то время о своей независимости очень хорошо, важнейшие символы духовной власти. Это значительно поднимало статус Новгородской земли среди русских княжеств, символически объединяло с Москвой и другими областями государства. Валдай постепенно должен был стать одним из ключевых центров паломничества. Монастырь на несколько десятилетий получил исключительный статус.

Архимандрит Воскресенского Новоиерусалимского монастыря Леонид (Кавелин) в 1875 г. приехал в Валдайский Иверский монастырь и просмотрел архив документов обители. Акты раннего периода жизни монастыря стали материалом для настоящего издания. Это царские, патриаршие, митрополичьи грамоты и ряд других материалов, регулировавшие все внутренние и внешние вопросы жизни обители. Документы охватывают период с 1582 по 1706 г.г. Первая дата указывает на время, к которому относились наиболее ранние грамоты о собственности прежних владельцев на землю, переданную монастырю. Вторая указывает время, когда в монастыре начинается упадок в связи с новой политикой Петра Великого по отношению к имуществам церкви. Этот период истории Иверского монастыря является одним из самых насыщенных событиями и документированных для XVII века. Учитывая исключительное положение обители, документальный комплекс, сложившийся вокруг нее, уникален. Он очень точно отражает особую историческую ситуацию переходной эпохи от Средневековья к Новому времени, открытому реформами Петра.

В архиве монастыря хранились документы, подтверждавшие права собственности на пожалованные ему земли. А эти вотчины были весьма обширны: Боровичи, Яжелбицы, Выдропуск, Вышний Волочек и ряд других слобод и территорий с селами, деревнями и крестьянами. Материалы дают детальное представление о земельных отношениях обители, об экономике монастыря, хозяйственных и идеологических решениях патриарха Никона и его доверенных лиц. Открываются конфликты и меры наказания монастырских сотрудников и крестьян. Ряд дел повествует о переселении в монастырь в 1655 г. части братии Кутеинской киновии, работе привезенной ими типографии, первой в российской провинции, образовательной и переводческой деятельности монахов, и т.д. Из представленных документов видны управленческие таланты патриарха Никона. Некоторые материалы архива отражают осложнение взаимоотношений царя и патриарха к 1657 г.

Наибольший интерес представляют подробнейшие сведения о хозяйственной деятельности в обители и описи монастырских имуществ. Здесь делают кирпич, льют колокола, налажено производство изразцов, печатают книги, ловят рыбу, варят соль. Кирпичного дела мастеров выписывали из Вятки. Материалы для строительных работ закупались по всей стране: из Тулы шло листовое железо, из Новгорода - медь, и т.д. Значительное число документов отражает деятельность по обороне обители: создание стрелецкого отряда, закупку легкого и тяжелого вооружения, и т.д.

В советское время монастырь был ликвидирован. Его восстановление началось с 1991 г. Возрождением Валдайского Иверского монастыря руководили его настоятель архиепископ Лев (Церпицкий), позднее - митрополит Новгородский и Старорусский, и наместник архимандрит Ефрем (Барбинягра), позднее - епископ Боровичский и Пестовский. Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-1980-х г.г. хранилась в Петропавловской (кладбищенской) церкви в г. Валдае, единственной действовавшей во всем Валдайском районе. В конце 2007 г. завершилась реставрация монастыря. Освящение восстановленного Успенского (Иверского) собора совершил патриарх Алексий II в начале 2008 г. На первой службе в храме присутствовал президент России В.В.Путин. С этого времени монастырь утверждает свою роль важнейшего идеологического и духовного центра русского православия и продолжает линию, намеченную патриархом Никоном.