Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Акулов К.А. Судоходные каналы и их устройство. Спб., 1912. Малотиражное отраслевое издание. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Акулов К.А.
Год издания: 1912


Акулов К.А. Судоходные каналы и их устройство. С 214 чертежами. Спб., издание К.Л.Риккера, 1912. VIII, 283 с.; с илл. в тексте и 6 илл. на отдельных листах. 26,4 х 17 см. Малотиражное отраслевое издание. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность. Владельческая подпись на титульном листе; вверху титула и предисловия срезана подпись предыдущего владельца.

Первый крупный российский учебник по строительству судоходных каналов. Книга составлена на основе пособия французского профессора де Маса «Каналы», благодаря чему в ней собран весь передовой на тот момент опыт по строительству каналов во Франции и Бельгии. Используются технические сведения французских и немецких компаний, строивших каналы в бассейнах Марны, Луары, Сены и других крупных французских и европейских рек. Но материал книги был серьезно дополнен сведениями из других источников и русским опытом строительства каналов.

Каналы в то время уже представляли собой очень сложные инженерно-технические сооружения. В книге показаны технологии трассировки каналов и создания тоннелей, решения проблемы мостов, которые встают на пути движущихся судов. Другой вопрос представляло пересечение каналами ручьев, рек и других источников текущей воды. Такие источники могли пускаться через водоотвод, сифон, загоняться в трубы, проводиться под руслами каналов, или сверху - по каналу-мосту. Изучены технологии строительства шлюзов и судоподъемников. Для сохранения в канале постоянного уровня воды вдоль канала строились сберегательные бассейны. Вода из канала могла уходить, всасываясь через дно и берега, или испаряться. Поэтому дно и берега должны были быть соответствующим образом укреплены. В начале ХХ века появились новые материалы для этого: бетон, каучук и пр.

Даны указания по строительству водохранилищ, плотин, водоспусков и водосливов. Автор разбирает не только современные ему технологии, но и старинные, существовавшие в различных уголках Европы и Северной Африки. Кроме того, описано строительство наиболее крупных российских каналов, например, Канала императора Александра II.

Представлены все необходимые расчеты и чертежи. Автор уделяет большое внимание безопасности строительства и эксплуатации каналов, плотин, дамб, способам очистки каналов и пр. Предлагаются примерные вычисления стоимости различных типов работ, тарифов и себестоимости грузоперевозки. В то время в Германии уже появляются технологии транспортировки грузов с помощью электрической и керосиновой тяги. В России продолжал наравне с пароходной тягой существовать архаичный способ - гужевой. В приложениях помещено описание проекта строительства Ново-Мариинского канала и общие сведения об отечественных каналах, существовавших на тот момент.

Константин Аполлинариевич Акулов (1874 - после 1931) - инженер путей сообщения, адъюнкт Киевского Политехнического института, профессор МВТУ им. Н.Э.Баумана. Крупнейший российский специалист по выправлению русел рек, углублению дна, строительству плотин, каналов, шлюзов. Практическую деятельность в этой сфере он осуществлял в среднем течении Днепра и на Волге близ г. Саратова. В конце 1920-х - начале 1930-х г.г. К.А.Акулов был автором и редактором ряда пособий и учебников в этой области, первых в СССР.