Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Альбом Костюмированнаго бала в Зимнем дворце в Феврале 1903 г. Спб., 1904. В двух современных цельнокожаных переплетах с золотым тиснением на на корешках и крышках, с золотыми дублюрами. Тройные золотые обрезы. Отличная сохранность. Большая редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1904


Альбом Костюмированнаго бала в Зимнем дворце в Феврале 1903 г. 21 гелиогравюра и 174 светопечати. 2 тома. Спб., Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг, 1904. 46,3 х 33 см. Альбом выходил в десяти выпусках малым тиражом - менее 500 экземпляров. Благотворительное издание «В пользу русских воинов на Дальнем Востоке». Печатано с разрешения Министерства Императорского двора на слоновой бумаге, фототипии отпечатаны на офортной бумаге. Гелиогравюры с изображениями представителей правящей династии напечатаны на японской бумаге и наклеены на листы офортной бумаги. Параллельный текст на русском и французском языках. В двух роскошных современных цельнокожаных переплетах из красной шагрени с золотым тиснением на на корешках и крышках, с золотыми дублюрами. Тройные золотые обрезы. Отличная сохранность. Сохранены все защитные кальки перед листами с портретами. Во втором томе на пустом листе перед текстом дарственная надпись: «Дорогой Саше на память отъ Мама. - Orange Oct. 1940»." Издание представляет значительную художественную и историческую ценность. Большая редкость.

Том 1. [10] с.; XXI, 1-10, 10bis, 11-76 л. илл. 
Том 2. [12] с.; 77-173 л. илл. 

Библиография: Международная книга, 11-322, 54-22, 72-952, 953.

Альбом является одним из самых роскошных и редких дореволюционных изданий. Особое место он занимает и в кругу книг, посвященных Дому Романовых.

Напечатанный малым тиражом, преимущественно для участников костюмированного бала, и практически не поступавший в открытую продажу в России, альбом с самого своего выхода был вожделенной мечтой наиболее взыскательных библиофилов. В нем представлены фотографические портреты членов Императорской фамилии и круга русской аристократии, особо приближенного ко Двору, в национальных костюмах XVI-XVII в.в. На 21 гелиогравюре, листы с которыми имеют римскую нумерацию, изображены члены царской семьи: император и императрица, великие князья и княгини. На 174 листах напечатаны фототипии с портретами высшей российской аристократии.

Число участников бала не достигало и 400 человек, но из их портретов складывается образ эпохи. Именно эти люди, входившие в состав царских и великокняжеских свит, формировали военно-политическую элиту государства, были оплотом российского самодержавия. На балу присутствовали семьи герцогов Мекленбург-Стрелицких, князей Голицыных, Оболенских, Барятинских, Васильчиковых, Лобановых-Ростовских, Белосельских-Белозерских, Шаховских, Долгоруких, графов Воронцовых-Дашковых, Олсуфьевых, Голенищевых-Кутузовых, Толстых, Орловых-Давыдовых, баронов Фредериксов, Мейендорфов и др.

Альбом вышел в память о костюмированном бале, прошедшем в Зимнем дворце в феврале 1903 г. Этот бал стал событием уникальным. За ним закрепилось название «Бал 1903 года» и репутация самого грандиозного и яркого праздника в Санкт-Петербурге времен правления последнего русского императора. Он был приурочен к 290-летней годовщине царствования Дома Романовых. Начавшаяся через год Русско-японская война и последовавшие за ней в России революции и катаклизмы не позволили уже больше организовать ничего подобного по размаху и блеску. Запечатленные на снимках костюмы, созданные в традициях до-петровской эпохи, и сейчас являются источником вдохновения для многих художников и дизайнеров.

Бал стал визитной карточкой и торжеством «русского стиля» в отечественном модерне. Идея бала принадлежала императору Николаю II. Все гости должны были прийти на торжества в русских костюмах XVI-XVII в.в., символически возвратиться во времена первых Романовых - царей Михаила Федоровича и Алексея. Костюмы эти создавались выдающимися художниками и модельерами. Каждый из них, как замечали свидетели бала, стоил целое состояние.

В костюмах, созданных для бала, символически были объединены практически все группы русского общества: царь и царица, двор, бояре, дворяне, стрельцы, запорожские казаки, малороссийская шляхта, мещане и крестьяне. Торжество мыслилось как дань традициям и эстетике до-петровского времени, как стремление вновь объединить общество и восстановить гармонию на основе национальных и традиционных православных ценностей.

Бал проходил в два этапа: 11 и 13 февраля. В первый вечер состоялся концерт в Эрмитажном театре. Партии из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского исполняли Федор Шаляпин и Медея Фигнер. Мариус Петипа поставил сцены из балетов «Баядерка» Л.Минкуса и «Лебединое озеро» П.Чайковского с участием примы Анны Павловой и других танцоров Императорской труппы. Во второй вечер прошел собственно костюмированный бал. Он потряс воображение участников и очевидцев красотой, роскошью и необыкновенным ощущением от переноса на три века в прошлое.

Император Николая II был облачен в «Малый царский наряд» Алексея Михайловича. В этом комплекте было использовано, кроме прочего, и 16 подлинных предметов царских облачений до-петровской эпохи, специально присланных к балу из Оружейной палаты Московского Кремля. Так, в царский костюм вошли расшитые жемчугом запястья из гардероба Федора Иоанновича, последнего представителя прямых потомков Рюрика на Московском престоле. Жезл, находившийся в руках императора на балу, был сделан для его предка государя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на кафтане изготовлены мастерами Оружейной палаты XVII века. Подобные элементы старинного гардероба вошли также в состав наряда царицы.

Музыканты оркестра были одеты, как и гости, в древнерусские костюмы. В качестве партнеров в пары дамам были приглашены 65 танцующих офицеров лейб-гвардейских полков Преображенского, Конного и Гусарского полков Его Величества. Они были одеты в костюмы жильцов, стрельцов и сокольничих. Программу открывали три танца - русский, хоровод и плясовая, заранее подготовленные под руководством режиссера балетной труппы Н.С.Аистова и балетмейстера И.Ф.Кшесинского. В «русском» танце участвовали 20 пар, а солировали великая княгиня Елизавета Федоровна и княгиня Зинаида Юсупова. Их наряды особенно поражали богатством и утонченностью, а исполнение танца - грацией и мастерством.

Костюмы для бала создавались чрезвычайно внимательно к историческим деталям. Их эскизы выполнили художники Сергей Соломко, специализировавшийся на русском историческом костюме, и Евгений Пономарев, заведующий костюмами в столичной Дирекции Императорских театров. Е.Пономарев руководил созданием облачений к спектаклям Мариинского, Большого и Эрмитажного театров. К подготовке были привлечены лучшие историки-консультанты, например, директор Эрмитажа обер-гофмейстер И.А.Всеволожский, сам приглашенный на бал и выступавший в кафтане боярина XVII века. При разработке костюмов были проведены архивные разыскания для усиления исторической достоверности.

Наряды шились из ценных сортов ткани: бархата, атласа, золотой парчи, шелка. Использовались меха соболя, горностая, куницы, бобра. Украшались костюмы фамильными драгоценностями в старинных оправах, накопленными аристократическими родами за многие века. Они стали частью ослепительного образа до-петровской Руси, действительно поражавшей своими красками и восточной роскошью европейских путешественников. Материалы для костюмов заказывались у Поставщиков Императорского Двора Сапожниковых. Шили наряды театральный модельер Императорских театров Иван Каффи и другие крупнейшие столичные мастера. Царский головной убор был изготовлен в Шляпной мастерской братьев Брюно.

Многие участники бала подбирали себе образ прошлого, близкий их положению и обязанностям при дворе. Так, заведующий хозяйством Императорской охоты Николай Иванович Кутепов был на балу в костюме сокольника Алексея Михайловича. Своими костюмами участники охватили практически все возможные варианты облачений придворных и военных чинов: тут пушкари, стрельцы, казаки Запорожского, Донского войск, Сумского слободского казачьего полка и так далее. Некоторые участники бала выбрали себе образы конкретных исторических личностей. Это и Николай II с императрицей Александрой Феодоровной, олицетворявшие царя Алексея Михайловича и царицу Марию Ильиничну; и барон В.Б.Фредерикс, бывший в костюме гетмана Богдана Хмельницкого; и генерал кавалерии барон Ф.Е.Мейендорф, имевший один из самых оригинальных на балу костюмов - боевое облачение воеводы Большого полка войск князя Дмитрия Пожарского.

Особый интерес на снимках представляют те члены Дома Романовых, которые предпочли княжеским и боярским нарядам облачения крестьян и горожан. И эти крестьяне и горожане по роскоши лишь немного уступают боярам. Так, великая княгиня Мария Георгиевна была на балу в костюме крестьянки города Торжка времен Алексея Михайловича. Отдельные костюмы, представленные на балу, отсылали к нескольким ключевым событиям начальной эпохи Русского царства: к Казанскому походу Ивана Грозного и Ливонской войне, к Смутному времени и спасению Русского государства народным ополчением К.Минина и князя Д.Пожарского, к воссоединению Московского царства с Украиной и борьбе с Речью Посполитой. 

Снимки участников костюмированного бала были выполнены при подготовке настоящего издания, инициированного императрицей Александрой Феодоровной. Альбом, выпущенный с благотворительной целью в помощь участникам Русско-Японской войны, стал произведением печатного искусства. Художественные снимки выполняли лучшие мастера Петербурга, имевшие статус Придворных фотографов и Поставщиков Императорского Двора: Рафаил и Лев Левицкие, Даниил Асикритов, Вольф Ясвоин, Люциан Городецкий, Елена Мрозовская, Дмитрий Здобнов, Иван Войно-Оранский, Фридрих Шрадер, Ванда Заельская, Александр Ягельский, К.Е. фон Ган, Иоганн Ренц и др.