Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Аполлос (Алексеевский), архим. Начертание жития и деяний Никона, патриарха Московскаго и Всея России. С прил. переписки Патриарха с Царем Алексеем Михайловичем и важнейших грамот. М., 1845. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Аполлос (Алексей Максимович Алексеевский), архимандрит.
Год издания: 1845


Аполлос (Алексеевский), архим. Начертание жития и деяний Никона, патриарха Московскаго и Всея России. Сочинение Новоспасскаго Первокласснаго Ставропигиальнаго монастыря архимандрита Аполлоса. Издание четвертое, вновь исправленное и дополненное, с приложением переписки Патриарха с Царем Алексеем Михайловичем и важнейших грамот. М., в Университетской Типографии, 1845. VI, 7-190, [2] с.; 1 л. фронтиспис (портрет), 4 л. илл. 21,3 х 12,6 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.

Сочинение архимандрита Аполлоса стало первым историческим исследованием, посвященным жизни патриарха Никона. Оно было очень популярно в XIX веке. Первое издание вышло в 1826 г. под заглавием «Краткое начертание жизни и деяний Никона». В изданиях, начиная с 1845 г., текст значительно дополнялся, и к нему прибавились ценные исторические документы. За изданием 1845 г. последовали тиражи 1852 и 1859 г.г. Шесть прижизненных изданий для церковно-исторического сочинения - факт практически беспрецедентный в то время, говорящий о важности этой работы.

До этого существовало только сочинение Ивана Шушерина, служившего иподьяконом при Никоне и бывшего его доверенным лицом, изданное О.П.Козодавлевым под заглавием «Житие святейшего патриарха Никона, писанное некоторым бывшим при нем клириком» (Спб., 1784). Архимандрит Аполлос основывал свое исследование на названном житии, а также на довольно широком круге документов, в том числе на неопубликованной ранее переписке царя Алексея Михайловича и Никона и официальных грамотах. Автор использовал и сочинения по церковной истории XVII века. Публикация документов по объему равна самому сочинению.

Биограф показывает патриарха талантливой, образованной, сильной личностью, много сделавшей для церкви, государства, царской семьи и народа. Он видит в Никоне передового государственного и церковного деятеля. Архимандрит Аполлос подтверждает свои взгляды фактами, найденными в разных источниках. Церковный историк рассматривает конфликты, которые сопутствовали деятельности патриарха, считая их проявлениями, с одной стороны, властной и деятельной личности Никона, а с другой - злобы и зависти наиболее приближенных к царю бояр и части высшего духовенства. Недовольство Никоном росло по многим причинам, среди которых была и книжная справа, и его стремление к всевластию, жесткость и несговорчивость. Основной же причиной автор видит превосходство Никона в способностях и заслугах над большинством родовитых бояр и его чрезмерное сближение с царем. В фокус внимания биографа попадают партии в среде духовенства и при Дворе, исправление книг, конфликт вокруг старого и нового обряда, путешествие Арсения Суханова за книгами на Восток, результатом которого стал привоз в Московию порядка 700 древних рукописей на греческом языке. 

Архимандрит Аполлос уделяет большое внимание широкой благотворительности патриарха, его беспрецедентной программе монастырского строительства, в ходе которой были созданы Валдайский Иверский, Ново-Иерусалимский и Крестный монастыри. Автор бегло касается проблемы старообрядчества, объясняя ее борьбой за власть и пропагандой в народе со стороны враждебной Никону части боярства и церковных иерархов. Интересен рассказ о том, что Никон продолжал благотворительную деятельность и после оставления Патриаршего престола. Ценны наблюдения о личных взаимоотношениях его с царем. По мнению историка, царь продолжал ценить Никона и его прежние заслуги даже после опалы. Представлены материалы о суде над Никоном. 

Аполлос (Алексей Максимович Алексеевский; 1778-1859) - архимандрит Новоспасского монастыря, благочинный московских монастырей и ректор московских училищ. Сын сельского священника Черниговской губернии. Постриг принял в 1803 г. В мае 1805 г. был назначен настоятелем Пекинского Сретенского монастыря с возведением в сан архимандрита и направлен в Пекинскую духовную миссию. До Пекина он не доехал, остался в Иркутске. В 1808 г. стал настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря. С 1811 г. - ректор Иркутской семинарии. В 1813 г. был перемещен на служение в Ярославский Толгский монастырь и назначен ректором ярославских училищ. С 1816 г. архимандрит Аполлос руководил Московским Знаменским монастырем и был ректором Заиконоспасского духовного училища. В 1821 г. он стал настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и, видимо, с этого момента начал работать над биографией Никона.