Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Четвериков С., прот. Оптина пустынь: Исторический очерк и личныя воспоминания. С приложением писем ... к оптинским старцам. Париж, 1926. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Четвериков С.И.
Год издания: 1926


Четвериков С., протоиерей. Оптина пустынь: Исторический очерк и личныя воспоминания. С приложением писем И.В. и Н.П.Киреевских, Московскаго Митрополита Филарета, Н.В.Гоголя, Т.И.Филиппова, Ст.П.Шевырева и др. лиц к оптинским старцам. Париж: YMCA Press, [1926]. 184, [2] с.; 6 л. илл. 16,8 х 11 см. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена иллюстрированная издательская обложка. Отличная сохранность.

Библиография: Россия вне России: Электронный каталог библиотеки Андрея Савина.

Большой ценностью книги является то, что С.И.Четвериков делится своими личными впечатлениями, духовными переживаниями и опытом общения со старцами. Также он повествует о местности вокруг монастыря, о его храмах и святынях, скитах, распорядке дня и духовных практиках монахов. С.И.Четвериков общался непосредственно с последними оптинскими старцами Антонием, Иосифом, Венедиктом и Анатолием (младшим). О тех, кого он не застал сам, например, о старцах Льве, Макарии и Амвросии, он слышал от многих насельников и паломников. Писатель нашел и опубликовал переписку старцев с видными деятелями русской культуры и науки, которая иллюстрирует духовную среду, формировавшуюся вокруг Оптиной пустыни.

Оптина пустынь в XIX веке стала символом нового типа святости, возникшего в России и получившего название «старчества». В связи с этим обитель стала центром притяжения русских писателей, художников, философов и ученых широкого круга, среди которых были даже математики и астрономы, а также тысяч паломников со всей России. Старчество значительно повлияло на русскую культуру. Достаточно вспомнить «Братьев Карамазовых» Ф.М.Достоевского. В романе одним из прототипов о. Зосимы стал старец Амвросий.

Впервые С.И.Четвериков побывал в Оптиной пустыни в 1891 г. в студенческие годы, когда совершал с друзьями пеший поход из Москвы в Киев. Но по-настоящему присутствие там истиной духовной жизни он ощутил в 1894 г., во второй свой приезд. Тогда он прожил в обители несколько дней и пообщался со старцем Иосифом. Писатель бывал в монастыре в общей сложности девять раз. Иногда проводил с семьей в его окрестностях все лето. В 1909 г. он издал собрание писем старцев о. Амвросия и о. Антония, в 1911 г. составил жизнеописание о. Амвросия. Последний раз С.И.Четвериков посетил обитель в сентябре 1918 г., навсегда прощаясь с нею.

Иеросхимонах Сергий (в миру Сергей Иванович Четвериков; 1867-1947) - церковный деятель и духовный писатель, посвятивший ряд своих книг Оптиной пустыни и ее старцам. Написал книгу о Паисии Величковском. Был священником Неплюевского братства - трудовой общины в Черниговской губернии, основанной на коллективном ведении интенсивного и прибыльного сельского хозяйства. С.И.Четвериков окончил историко-филологический факультет Московского университета и Московскую духовную академию. Он был председателем Всероссийского братства законоучителей. В 1920 г. эмигрировал в Сербию, был настоятелем церкви в Боснии, широко занимался миссионерской деятельностью в Чехии и Словакии. Основал Общество памяти о. Иоанна Кронштадтского. С 1928 г., поселившись в Париже, С.И.Четвериков стал духовником Русского студенческого христианского движения и первым настоятелем Введенской церкви, принадлежавшей этому движению, находившейся на бульваре Монпарнас. В среде русской эмиграции он пользовался большим авторитетом.