Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурныя и политическия отношения Славянскаго мира к Германо-Романскому. Спб., 1888. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Данилевский Н.Я.
Год издания: 1888


Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурныя и политическия отношения Славянскаго мира к Германо-Романскому. Издание третье с портретом и посмертными примечаниями. Спб., типография брат. Пантелеевых, 1888. ХXXVIII, 557 с.; 1 л. портр. 22,7 х 14,7 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - русский ученый-естествоиспытатель, выдающийся мыслитель, создатель теории культурно-исторических типов. Окончил Царскосельский лицей, а затем естественный факультет С.-Петербургского университета. Книга «Россия и Европа», вышедшая впервые отдельным изданием в 1871 г., - самое известное и значительное историко-философское сочинение Н.Я.Данилевского, оказавшее существенное влияние на Ф.М.Достоевского, К.Н.Леонтьева, К.Н.Бестужева-Рюмина и многих других. Книга имела большой общественный резонанс, против нее выступила вся либеральная печать, современниками она была названа «Катехизисом славянофильства». 

В настоящей работе Н.Я.Данилевский обращается преимущественно к вопросам внешней политики, к определению места России в региональных системах Запада и Востока. Автор предлагает свое понимание исторического процесса и места в нем славян вообще, снабдив его обстоятельной аргументацией, основанной на огромном фактическом материале.

Цель книги Н.Я.Данилевского - доказать возможность, даже необходимость новой славянской культуры. На пути этой задачи стоит предрассудок, который необходимо опровергнуть: как в Европе, так и в России, все уверены в том, что культура только одна, лишь непрерывно развивающаяся, причем все прежние культуры есть только ступени этого развития. Хранилище культуры - Европа, развитие ее бесконечно, как бесконечно существование самого человечества. Стало быть, в настоящем и в будущем культура эта должна охватывать все народы и для восприятия ее следует пожертвовать своим народным во имя общечеловеческого. Если все обстоит так, то со времен Петра I Россия, видимо, уже добилась этого. Но считает ли нас Европа своим равноправным членом? На этот вопрос автор дает резко отрицательный ответ.

Н.Я.Данилевский говорит о существовании двойных стандартов, о том, что происходит «меряние разными мерами и вешание разными весами, когда дело идет о России и о других европейских государствах». Как показывает автор далее, этому невозможно найти вразумительное объяснение из числа тех, которые обыкновенно приводятся. Из них основной аргумент - что Россия своими прежними делами, вероломствами и насилиями возбудила справедливые негодования и опасения Европы - подвергается Н.Я.Данилевским доскональному разбору и мощной критике с выводом того, что «состав Русского государства, войны, которые оно вело, цели, которые преследовало, а еще более благоприятные обстоятельства, столько раз повторявшиеся, которыми оно и не думало воспользоваться, все показывает, что Россия не честолюбивая, не завоевательная держава, что в новейший период своей истории она большей частью жертвовала своими очевиднейшими выгодами, самыми справедливыми и законными, европейским интересам». Прочие капитальные обвинения против России являются столь же надуманными и бездоказательными.

В чем же видит Н.Я.Данилевский «удовлетворительное объяснение как политической несправедливости, так и общественной неприязненности»? «Дело в том, что Европа не признает нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для нее простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки... Европа видит поэтому в Руси и в Славянстве не чуждое только, но и враждебное начало... Для беспристрастного наблюдателя это неопровержимый факт. Вопрос только в том, справедлив ли этот отчасти сознательный взгляд ... или же это временный предрассудок, которому суждено бесследно исчезнуть».

В этой работе Н.Я.Данилевский критикует европоцентризм и, в частности, схему деления мировой истории на Античность, Средние века и Новое время. Он считал подобное деление условным и неоправданно «привязывающим» к этапам европейской истории способы развития других, неевропейских народов. Принцип степени развития ученый полагал правомерным только тогда, когда он помогает решению главной задачи культурно-исторического исследования - определению и изучению исторического многообразия «типов развития». Суть существования человечества не в какой-то конечной и недосягаемой цели, но в том, чтобы найти как можно больше форм и путей развития, создать бесконечное разнообразие культур.

Исторические общности Н.Я.Данилевский выделял в культурно-исторические типы. Это понятие - центральное в теории ученого. Главное в истории - в отличиях культурно-исторических типов, которым свойственны самостоятельные, своеобразные пути религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного и художественного развития.

Н.Я.Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский). Уже в ближайшем будущем, считал ученый, огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности - России и славянскому миру.