Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Дрэпер Д.В. История умственнаго развития Европы. 2 тома. Киев-Харьков, 1896. В полукожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность.

Автор: Дрэпер Д.В.
Год издания: 1896


Дрэпер Д.В. История умственнаго развития Европы. Перевод с последняго английскаго издания М.В.Лучицкой, под редакцией проф. И.В.Лучицкаго. Издание 2-е. В двух томах. Киев-Харьков: Южно-Русское Книгоиздательство Ф.А.Иогансона, [1896]. 22 х 14,3 см. В полукожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность.

Том 1. [4], II, II, 328 с.
Том 2. 329-634, XXIII с.

Джон Вильям Дрэпер (1811-1882) - американский философ, врач, химик, историк. Родился и учился в Англии, но рано поселился в США; был профессором сначала в Вирджинии, потом в Нью-Йорке. Известность ему принесли «История умственного развития Европы» (на русском языке до 1917 г. была переиздана около десяти раз, что подчеркивает важность и востребованность книги) и «История отношений между католицизмом и наукой».

В изучении истории умственного развития западной цивилизации Д.В.Дрэпер использовал эволюционные идеи Ч.Дарвина и Г.Спенсера в приложении к развитию общества. В настоящей книге автор стремится доказать, что не только материальный мир существует по законам природы, но по ним развиваются и духовные феномены, поскольку порождает их материя. Поэтому общественный прогресс управляется теми же законами природы, что и физический рост человека. Д.В.Дрэпер представляет исторические доказательства физиологического взгляда на умственное развитие человека. Автор рассматривает цивилизацию через общественные отношения, изучает мир порожденных сознанием представлений и теорий, духовную рефлексию, прогрессивное развитие идей на протяжении истории.

Жизнь отдельного человека - это в миниатюре жизнь народа в целом. Народ, как и индивид, рождается, взрослеет, стареет, умирает. Это главный тезис, который Д.В.Дрэпер на основе множества взаимосвязанных фактов стремится доказать и развить. В первом томе показано развитие идей и культуры в античности и Средние века: от первобытных обществ - до идеологии средневекового монашества и арабской науки. Автор в качестве полюсов, организующих умственное развитие, выбирает веру и разум. Они конкурируют на протяжении всей интеллектуальной истории. В соответствии с этой вечной борьбой он показывает, как менялись отношения между религией и наукой.

Древнюю историю Европы Д.В.Дрэпер представляет в широком контексте истории Старого Света, в который входили не только Европа, но Ближний Восток, Северная Африка, Центральная Азия, Индия и т.д. Европа вобрала в себя основные достижения древних цивилизаций Евразии и северной Африки. Историю умственного развития Европы автор приводит в согласие с физиологическими принципами и объясняет при помощи этого, почему цивилизация развивается поступательно и прогрессивно. Д.В.Дрэпер выделяет эпохи, в которые преобладала та или иная умственная тенденция: век исследования, век веры, век разума, век умственной дряхлости и т.д. Эта идея отчасти отражает закономерность процессов, происходящих в культуре, напоминающую движение маятника. Например, от мистицизма европейское сознание бросает к рационализму и наоборот. Развитие происходит нелинейно, но все же неизбежно прогрессивно.

Автор рассматривает роль разных народов в развитии идей, которые легли в основу европейской цивилизации: индусов, египтян, греков, евреев, арабов, римлян и т.д. Когда Европа предается аскетической созерцательности в свой очередной век веры, совпавший со Средними веками, арабы совершают прорыв в науке, создают научную химию, открывают кислоты, фосфор, начинают использовать химию во врачебной практике. Именно через арабов дополненная и развитая ими античная научная традиция возвращается в Европу и подталкивает Возрождение. В то же время, такая идеологическая альтернатива вызывает к жизни всевозможные ереси, которые подталкивают Реформацию и провоцируют развитие института инквизиции.

Автор изучает взаимовлияние и развитие идей, рассматривая историю институтов, в которых эти идеи развивались особенно активно: Платоновская академия, Александрийская библиотека и т.д. Показана и роль государств или отдельных благотворителей, которыми часто выступали монархи и государственные деятели, в развитии науки и интеллектуального потенциала различных стран. Государство в определенный момент начинает выступать как сила, сдерживающая власть и аппетиты церкви. Оно перераспределяет церковные богатства, направляя их на практические нужды общества.

Показано значение Великих географических открытий в изменении общей картины мира и колоссальный толчок, который они дали для развития науки. Рассматривая во втором томе умственный прогресс европейской цивилизации в Новое время - век разума, автор концентрирует внимание на истории идей в европейских государствах. Он анализирует влияние прогресса в области науки и образования на прогресс в экономике, промышленности, индустриальном производстве, демонстрирует, как идеи в своей совокупности запускают промышленную революцию.