Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Фрагмент рукописного журнала «Моржовый отдел». 5 февраля 1934 г. 5 листов с илл. Ф.П.Решетникова. В современном художественном футляре. Журнал имеет музейную ценность как важный документ, связанный с историей арктической экспедиции 1933-1934 гг.Редкость.

Автор: Решетников Ф.П.
Год издания: 1934


Фрагмент рукописного журнала «Моржовый отдел». 5 февраля 1934 г. 5 листов с иллюстрациями Федора Павловича Решетникова (1906-1989). Бумага, графический карандаш, тушь, гуашь, бронзовая краска; [2], 1-2, 9-12, [2] с.; 36 х 25,6 см. Произведение имеет музейное значение как образец шаржевой графики Ф.П.Решетникова и несомненное историко-культурное значение как важный документ, связанный с историей арктической экспедиции 1933-1934 г.г. Большая редкость. Есть подтверждающее подлинность и авторство произведения экспертное заключение.

Представленные листы являются фрагментом рукописного журнала «Моржовый отдел» , который издавался в 1933-1934 г.г. участниками полярной экспедиции под руководством Отто Юльевича Шмидта на ледокольном пароходе «Челюскин».  На это указывает, в частности, обращение к читателям: «Товарищи челюскинцы».

«Моржовый отдел», видимо, стал продолжением журнала «Ледовый крокодил», который выходил в 1932 г. во время знаменитого рейса ледокольного парохода «Александр Сибиряков», во время которого был выполнен первый в истории Северного морского пути переход из Архангельска до Берингова пролива за один навигационный сезон. В Чукотском море кораблю пришлось более месяца дрейфовать во льдах. В 1933 г. руководители экспедиции О.Ю.Шмидт и капитан В.И.Воронин решили повторить проход тем же маршрутом на пароходе «Челюскин». Этим и объясняется преемственность и продолжение журнала. Корабль был затерт во льдах в том же месте, где и «Сибиряков».

Фрагмент журнала содержит следующие рисунки: иллюстрированную обложку с вводной информацией (с. [1]), шаржи на участников экспедиции инженера-физика Ибраима Гафуровича Факидова (1906-2002) и кинооператора Аркадия Михайловича Шафрана (1911-1983), на пищевой рацион челюскинцев на льдине (с. [2]); изображения двух зимовщиков (с. 10, 11). Представлены следующие тексты: фрагмент новеллы «Лунной ночью» из цикла Чукотских новелл журналиста и матроса 2-го класса Александра Евгеньевича Миронова (1910-1992) (с. 1-2); фрагмент воспоминаний  Георгия Алексеевича Ушакова об экспедиции 1930-1932 годов, записанных секретарем «Челюскина» Сергеем Александровичем Семеновым (1893-1942) (с. 9-11); стихотворение «Солнце» одного из пассажиров парохода начальника полярной станции острова Врангель Петра Семеновича Буйко (1903-?) (с. 12); критическая заметка создателей стенгазеты «С.М.П.» под руководством замначальника экспедиции Ильи Леонидовича Баевского (1894-1938) (с.[3-4]).

Пароход «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток в августе 1933 г/ с целью разработать схему доставки грузов по Северному морскому пути. Однако к сентябрю, достигнув Чукотского моря, корабль оказался скован льдами и начал многомесячный дрейф. 13 февраля 1934 г. (спустя несколько дней после создания представленных листов) «Челюскин» был сдавлен льдами и затонул. Экипаж эвакуировался и вынужден был продолжить зимовку на льду во временных бараках.

Сразу после гибели корабля была организована беспрецедентная по тем временам операция по спасению челюскинцев, которая завершилась в апреле 1934 г. С момента начала дрейфа начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт придавал большое значение укреплению силы духа всей экспедиции как главного фактора успешного выживания в суровых условиях Арктики. В рамках этой задачи им был введен насыщенный рабочий график, обширная программа исследований, организованы выпуск стенгазеты, журнала, проведение различных конкурсов и концертов, чтение лекций, в которых так или иначе были задействованы все участники экспедиции. Печать журнала осуществлялась на печатной машинке, а рисунки выполнены от руки.

Бессменным автором и главным иллюстратором корабельных газет и журналов был художник экспедиции Федор Павлович Решетников. Созданные им во время экспедиции картины, рисунки и шаржи активно публиковались в периодической печати и составили впоследствии отдельную экспозицию на выставке, посвященной спасению челюскинцев. Сын иконописца Ф.П.Решетников был одним из крупнейших мастеров социалистического реализма. Художник окончил Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где учился в 1929-1934 г.г., в частности, у Д.С.Моора. Ф.П.Решетников - действительный член Академии художеств СССР с 1953 г., ее вице-президент (в 1974-1987 г.г.), лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951).

В ходе экспертизы производилось сравнение стилистических особенностей текстов, а также представленных рисунков с эталонными произведениями Ф.П.Решетникова из музейных и частных собраний. Было выявлено несомненное сходство в характере подготовительного рисунка, разработке объемов и пространства, колористическом и композиционном решениях. По состоянию графических материалов (типу и характеру старения основы и красочного слоя), следам бытования (износу бумаги, загрязнениям, подклейке надрывов на полях) данное произведение можно с наибольшей долей вероятности датировать второй четвертью ХХ века, что не противоречит указанной дате создания - 1934 г.

Кроме того, стоит отметить еще одну особенность издания, которая состоит в том, что печатная машинка, на которой печатался журнал, имела в рабочем состоянии только клавишу "i", а "и", вероятно, была сломана. Это указывает на то, что использовалась машинка дореволюционной модели.