Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Франк Фр. Ритуальное убийство пред судом истины и справедливости. Киев, 1912. Базовая книга, опровергшая в свое время «кровавый навет» в отношении евреев, сыгравшая роль в деле Бейлиса. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Франк Фр.
Год издания: 1912


Франк Фр. Ритуальное убийство пред судом истины и справедливости. Перевод с немецкаго. Киев, тип. Р.К.Лубковскаго, 1912. [4], 352, [4] с. 22,8 х 14,8 см. После имени автора на титуле напечатано: «... католический священник, бывший депутат германскаго рейхстага, и баварскаго ландтага». Базовая книга, опровергшая в свое время «кровавый навет» в отношении евреев, сыгравшая роль в деле Бейлиса. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность.

Книга была написана в 1900-1901 г.г. известным доктором теологии и библеистом Фридрихом Франком (1832-1904) в связи с участившимися случаями так называемого «кровавого навета» на евреев, то есть обвинений в ритуальных убийствах христианских детей и использовании их крови в культовых целях. Автор на основе текстов Ветхого Завета, комментариев раввинов и всей истории иудейского народа показывает абсурдность этих обвинений. Он выявляет истинные мотивы, с которыми обвинения в реальности связаны. Книга имела большое значение, поскольку исходила от католического священника и авторитетного богослова.

Автор проделывает увлекательные экскурсы в историю иудаизма, сравнивая его установки и поведенческие модели с таковыми в других религиях. Раньше остальных в иудаизме человеческие жертвоприношения были запрещены, пролитие человеческой крови приравнивалось к ее осквернению и считалось грехом.

Автор показывает, как зародился кровавый навет. В первые века после рождения христианства римляне-язычники обвиняли именно христиан в ритуальном использовании крови. За этим стояла ксенофобия, страх перед чуждым тайным культом, про который римлянам мало что было известно. Их страх имел почву и в прямом толковании мистических христианских представлений о таинствах литургии и причастия, во время которых хлеб и вино пресуществляются в кровь и плоть Христову, а потом в этом качестве поглощаются верующими. Ранние христианские апокрифические тексты рисовали «страшные» картины, являвшиеся в видениях сомневавшимся в таинстве евхаристии. В этих видениях священник резал ножом младенческое тело Христа и кровь его сцеживал в сосуд. Со временем проявлением религиозной ксенофобии у христианского большинства стали обвинения евреев в ритуальном использовании крови. В некоторые эпохи части христиан было важно обвинить весь еврейский народ в коллективной ответственности за пролитие крови Христа и в последующем символическом повторении этого в ритуальных целях. Но в среднем к XVIII веку церковь отказывается от поддержки «кровавого навета».

Исследователь сравнивает обвинения в отношении христиан с таковыми в отношении евреев, мотивы обвинителей и историко-культурные контексты разных эпох. Ф.Франк показывает, как формировался «кровавый навет», почему появлялись лжесвидетельства в его пользу со стороны некоторых евреев, изгоев или оппозиционеров, в том числе новейших. Он анализирует тексты из «Сефер Галиккутим», «Зогара» и Талмуда и раскрывает их истинный смысл, обращаясь к традиции еврейских комментаторов.

В Российской империи книга была издана в связи с печально известным делом Бейлиса, которого судили по сфабрикованному обвинению в ритуальном убийстве, якобы произошедшем в марте 1911 г. Дело получило чрезвычайную огласку, заметно разделив русское общество в отношении к нему. Суд состоялся в 1913 г., и книга доктора Ф.Франка стала теоретической базой аргументов для оправдания подсудимого.

Ф.Франк окончил университет в Вюрцбурге. В 1877 г. он получил докторскую степень по теологии. К этому времени он стал известен и как политик: состоял в Патриотической партии и с середины 1870-х г.г. был членом Баварской палаты депутатов. С 1877 по 1878 г.г. Ф.Франк был членом немецкого Рейхстага. В свое время он был главным пропагандистом более открытого и непредвзятого отношения католиков к иудаизму и решительно выступал против антисемитизма.