Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Георгиевский В.Т. Фрески Ферапонтова монастыря. Спб., 1911. Роскошное, богато иллюстрированное издание, отпечатанное ограниченным тиражом. В полукожаном переплете эпохи. Золотой обрез. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность.

Автор: Георгиевский В.Т.
Год издания: 1911


Георгиевский В.Т. Фрески Ферапонтова монастыря. С приложениями 42 рисунков в тексте, 7 цветных таблиц и 40 таблиц фототипий. Спб., т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1911. [8], 122, 24, [16] с.; с илл. в тексте и 47 илл. на отдельных листах. 33 х 24,5 см. Роскошное богато иллюстрированное издание, отпечатанное на веленевой бумаге ограниченным тиражом. Книга впоследствии не переиздавалась. В полукожаном переплете эпохи. Сохранена издательская обложка. Золотой обрез. Обложка, шмуцтитул и несколько цветных иллюстраций выполнены художником Д.Стеллецким. Отличная сохранность.

Библиография: Международная книга, 1-155, 16-439, 54-203, 72-195.

Книга вышла в то время, когда в коллективном сознании культурного общества произошла переоценка древнерусского наследия. В частности, была признана высокая художественная ценность русской иконописной традиции эпохи Средневековья. На тот момент русские средневековые иконы привлекали к себе внимание всего нескольких коллекционеров, преимущественно старообрядцев, а фрески многих древних храмов находились в удручающем состоянии или были вовсе закрыты поздней росписью.

Автор книги - Василий Тимофеевич Георгиевский (1861-1923), исследователь-археолог. Он впервые описал фресковые росписи в целом ряде древнерусских церквей и монастырей, совершил путешествие на Восток, во время которого отснял на фотоаппарат множество икон и фресок в монастырях на Афоне и в Сербии.

В.Т.Георгиевский окончил курс Киевской духовной академии, был членом Учебного комитета и Училищного совета при Святейшем Синоде. Заведуя во Владимире древлехранилищем, собрал большую коллекцию рукописей и старопечатных книг. Он принимал деятельное участие в организации иконописных школ в селах Мстера, Палех, Холуй Владимирской губернии, редактировал первые выпуски «Иконописного сборника» и другие издания. Одним из наиболее значительных его трудов является исследование «Фрески Ферапонтова монастыря».

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь находился в Вологодской губернии в 120 км на северо-запад от Вологды. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозно-просветительных центров Русского Севера. Это уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры допетровского времени. Наибольшую культурную ценность представляют удивительные по красоте фрески монастырских соборов, авторская живопись которых никогда не поновлялась. Архитектурный ансамбль дошел до нас в своей первозданной подлинности, согласованности деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Основная идея ансамбля - Боговоплощение - раскрыта в совершенных архитектурных и живописных формах. Особую значимость для культуры имеет собор Рождества Богородицы. Он был расписан Дионисием и его сыновьями в 1502 г. Это единственная точно атрибутированная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, важнейшего художника рубежа XV-XVI в.в.

В настоящем издании впервые описаны архитектура и художественное убранство Ферапонтова монастыря. Автор дает краткий очерк истории обители, рассказывает о ее храмах и их уникальных росписях. Основная часть исследования посвящена творчеству мастера Дионисия и его сыновей, анализу характерных особенностей их художественной работы. Значительное внимание уделено символическому значению фресковых росписей. В приложении к книге опубликован текст Описи Иосифо-Волоцкого монастыря.

Издание оформлено в стиле модерн с использованием эстетики древнерусской иконописи полууставных шрифтов. В тексте и на 47 отдельных листах представлены изображения фресок и икон монастыря.

Художественное оформление книги принадлежит живописцу, скульптору и иконописцу Дмитрию Семеновичу Стеллецкому (1875-1947). Он много путешествовал по старым русским городам и монастырям, глубоко изучал древнерусское искусство. Был членом ряда художественных обществ, в том числе кружка «Мир искусства», участвовал во многих российских и международных выставках, в том числе в Выставке русского искусства на Парижском Осеннем салоне (1906), в Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914) и др. В начале Первой мировой войны Д.С.Стеллецкий оказался в Париже, где изучал романское искусство. В Россию он не вернулся, на собственную студию, построенную недалеко от Канн, он зарабатывал, расписывая виллы и особняки на Французской Ривьере. В пору эмиграции сотрудничал с С.П.Дягилевым.