Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Готвальт В. Кинематограф («живая фотография»): Его происхождение, устройство, современное и будущее общественное и научное значение. М., 1909. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Готвальд В.
Год издания: 1909


Готвальт В. Кинематограф («живая фотография»): Его происхождение, устройство, современное и будущее общественное и научное значение. С иллюстрациями. [М., типография Т-ва И.Д.Сытина, 1909]. 120 с., с илл. 20 х 12,9 см. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Первая русская популярная книжка о техническом устройстве кинематографа, его современном и будущем научно-образовательном значении была написана врачом и популяризатором науки Владимиром Адольфовичем Готвальдом. Ее появление было связано с быстрым вхождением в моду российских столиц «электро-театров», в которых показывали первые кинокартины. Текст, видимо, был адресован тем частным предпринимателям, которые хотели заняться созданием стационарных или кочевых «электро-театров» и прокатом фильмов. В России это была заря кинематографа. В нашей стране еще не был снят ни один художественный фильм. Все кинокартины выписывались из Европы. Правда, производилась иногда документальная съемка жизни Императорской семьи и важных политических событий.

Основой для кинематографа является «память зрения», которая на двадцатую долю секунды сохраняет образ предмета в нашем сознании после того, как он исчез или изменился. Эту особенность мозга начали использовать еще во второй половине XVIII века для создания динамических игрушек. В XIX веке появились «движущиеся картины», одной из технологий проецирования которых был «волшебный фонарь». В течение последней четверти века совершенствовались способы и приборы для их демонстрации. Разбирая их, В.А.Готвальд раскрывает принципы работы киноаппарата, устройство которого детально описывается в дальнейшем. Параллельно развивалась и фотография. В 1889 г. была изобретена целлулоидная фотопленка, которая вплотную приблизила человека к кинематографу. После этого были придуманы механизмы перемотки, удержания пленки на барабане, проецирования изображения при помощи «волшебного фонаря», объектива и электричества. Все эти технологии собрали воедино и применили на практике братья Люмьер в Париже в 1890-е г.г.

В книге рассматривается устройство киноаппарата, технологии съемки, проявления и печати, проецирования картин. Показаны разные системы кинопроекторов. Автор рассказывает об их стоимости, принципах работы и использования. Самые простые, предназначавшиеся для детей, работали, хотя и плохо, даже не на электричестве, а на керосине. «Цветной» кинематограф создавался за счет окрашивания пленок или за счет цветных линз при проецировании. Говоря об источниках света для кинопоказа, автор говорит, как непросто было обеспечить временное электричество в тех местах, где оно не было еще проведено.

Рассказывается о последних изобретениях в области кинематографа и актуальном его состоянии. Приводятся примеры практики кинопрокатчиков в Европе и России. Оцениваются затраты и окупаемость оборудования для показа кино. Россия тогда была периферией проката и на отечественные экраны ленты попадали с большим запозданием. Тем не менее, Москва переживала бум синематографа. Электро-театры были почти на каждой центральной улице, а на главных городских артериях их число могло доходить и до дюжины. 

В.А.Готвальд говорит о возможностях документальной съемки для пропаганды различных идей, о фильмах на этнографические сюжеты, о дикой природе, географии и дальних странах, картинах об исторических событиях и катаклизмах и пр., подчеркивая воспитательное значение кино. В то время в Соединенных Штатах уже законодательно ввели кинематограф как метод преподавания в школе. В Германии кино активно применялось в высшем образовании для изучения различных процессов и технологий, а также в виде кино-экскурсий. Описываются первые обучающие естественнонаучные кинокартины. Кинематограф начинал применяться в промышленности и торговле, при демонстрации товаров. Разбираются также примеры раннего массового европейского кино, имевшего целью развлечение. В.А.Готвальд пишет о возможностях использования кинематографа в театре, особенно когда нужно передать что-то, касающееся мира снов, мечты и всего нереального. 

Автор много говорит о перспективах и областях применения кино в будущем: это и звуковое кино, и спецэффекты, и цвета. Он размышляет о физических границах киносъемки и монтажа. Книга иллюстрирована кадрами из фильмов, ходивших в прокате в 1909 г.