|
Гусев А.Ф. О сущности религиозно-нравственнаго учения Л.Н.Толстого. Второе вновь переработанное и значительно дополненное издание. Казань, издание книжнаго магазина А.А.Дубровина, 1902. [2], 620, [2] с. 22,5 х 15 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Л.Н.Толстой являлся одной из главных фигур не только в литературной, но и в общественной жизни России конца XIX - начала XX в.в. Литературное творчество писателя, его учение, религиозно-философские воззрения привлекали всеобщее внимание и становились предметом обсуждения и горячих дискуссий далеко за пределами литературной среды. Важное значение в понимании не только философских взглядов, но и художественного творчества Л.Н.Толстого, особенно позднего, имеет критическая оценка позиции писателя представителями Православной Церкви.
В настоящем сочинении профессора Казанской духовной академии А.Ф.Гусева затрагивается проблема восприятия религиозно-философских взглядов Л.Н.Толстого Православной Церковью. Автор дает критическую оценку толстовского учения, нашедшего выражение в религиозно-философских произведениях писателя. В своей полемике с Л.Н.Толстым А.Ф.Гусев применяет логически стройную систему аргументации, обращаясь к текстам Евангелия, примерам из истории, данным науки и судебной практики.
Александр Федорович Гусев (1845-1904) - русский богослов, духовный писатель. Окончил Тверскую духовную семинарию и С.-Петербургскую духовную академию. После окончания учебы был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Казанскую духовную семинарию. В 1874 г. получил степень магистра богословия. В 1887 г. назначен доцентом в Казанскую духовную академию по кафедре введения в круг богословских наук, в 1889 г. утвержден в звании экстраординарного профессора. В 1895 г. получил степень доктора богословия за книгу: «Основные религиозные начала графа Л.Толстого. Апологетическое сочинение» (Казань, 1893). Ввиду вновь появившихся сочинений Л.Н.Толстого книга эта была совершенно переработана, дополнена и вторично издана в 1902 г. под заглавием: «О сущности религиозно-нравственного учения Л.Н.Толстого»). Предметом богословских исследований А.Ф.Гусева была полемика с нехристианскими тенденциями современной науки, в особенности в области естествознания. А.Ф.Гусев считал, что только теистическая философия имеет надлежащие научные основания, что только она отвечает высшим потребностям и стремлениям человеческого духа.