![]() |
![]()
|
[Ильминский Н.]. Казанская Центральная крещено-татарская школа: Материалы для истории христианскаго просвещения крещеных татар. Напечатано иждивением попечителя школы Казанскаго 1-й гильдии купца П.В.Щетинкина. Казань, типогр. М.В.Ключникова, 1887. [2], III, [2], 484 c.; 1 л. план. 23,5 х 14,5 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.
Николай Иванович Ильминский (1822-1891) - русский востоковед, педагог-миссионер, библеист, член-корреспондент Императорской Академии наук.
В середине XIX века усилился процесс отхода от православия в ислам крещеных татар. Первые случаи «отпадений» от православия отмечаются сразу после роспуска Конторы новокрещенских дел, особенно после Указа Екатерины II от 1864 г., запрещавшего обращать мусульман в православие насильно. Поэтому в условиях либерализации конфессиональной политики, связанной реформами Александра II, правительство и Русская православная церковь были вынуждены искать новые методы работы с инородцами. С либеральными реформами Александра II начинается формирование начального и педагогического инородческого образования, а также новый этап миссионерской деятельности среди инородцев.
Введению новых форм христианизации способствовала разработанная профессором Казанской духовной академии и Казанского университета Н.И.Ильминским новая концепция миссионерства и инородческого образования. Основной идеей этой концепции был отказ от жесткой привязки христианизации к национальной унификации, в данном случае русификации. Н.И.Ильминский предложил идею «этнизации» православия, гармоничного встраивания христианства в культуру и мировоззрение местного населения, без коренной ломки их этнокультурного поля, их «духовного обрусения».
Взгляды Н.И.Ильминского были одобрены Святейшим Синодом и императором Александром ІІ. Для обучения детей крещеных татар Н.И.Ильминский разработал письменность на основе русской графики. Он создал ряд учебников и учебных пособий для миссионерских школ, в том числе буквари для крещеных татар на основе кириллицы. Первым испытателем системы стала построенная на основе оригинальной педагогической методики Н.И.Ильминского Казанская центральная крещено-татарская школа. Официальное разрешение на ее открытие было дано в августе 1864 г. Попечителем школы был действительный статский советник, потомственный почетный гражданин Казани, купец и меценат Павел Васильевич Щетинкин, постоянно жертвовавший школе крупные суммы.
Следует особо отметить ученика и соратника Н.И.Ильминского крещеного татарина Василия Тимофеевича Тимофеева. Главным делом его жизни стала получившая признание по всей Российской Империи и принесшая ему известность среди татар-кряшен деятельность на ниве просвещения сначала в качестве заведующего Казанской Центральной крещено-татарской школой, а затем как первого священника из инородцев. Широкая эрудиция, глубокие знания основ как христианства, так и ислама, ораторский талант помогали ему убеждать многих сомневающихся, склонных к исламу татар-кряшен в истинности православной религии и предотвратили их отпадение в ислам.
Казанская центральная крещено-татарская школа представляла собой неполное среднее учебное заведение, в которое на казенное содержание или за мизерную плату принимались выпускники начальных школ Братства Святителя Гурия (православное миссионерское братство в Казанской епархии) и миссионерских школ, открытых в большинстве кряшенских деревень. Школа была призвана дать воспитанникам широкие религиозные и светские знания в области Закона Божия, русского языка, арифметики, геометрии, физики и естествоведения, истории, географии, славянского языка, чистописания и т.д. Обучение в школе продолжалось четыре года, для завершения среднего образования необходимо было доучиваться в старших классах учительской семинарии, которая состояла в ближайшем, родственном отношении к Крещено-татарской школе.
27 августа 1871 г. в жизни Казани произошло знаменательное событие - город посетил государь Александр II с наследником престола Александром (будущим императором Александром III) и великим князем Владимиром Александровичем. Высокие гости посетили Кафедральный Благовещенский собор, Казанский Богородицкий первоклассный женский монастырь, Родионовский институт благородных девиц, а также Крещено-татарскую школу.
На встречу с монархом съехались родители почти всех учеников, а также учителя чувашских и черемисских школ. Учениками школы и учителями инородческих школ было торжественно пропето «Спаси, Господи, люди твоя» на татарском, чувашском и черемисском языках. Александр II был удовлетворен посещением школы и выразил надежду, что учащиеся будут хорошими христианами. В память об этом событии в школе позже была установлена мемориальная доска.
Казанская центральная крещено-татарская школа сыграла важную роль в просвещении кряшен и крещеных татар. Всего за 50 лет существования школа выпустила свыше 6 тысяч человек, в том числе около 900 учителей. Среди ее выпускников были священники, учителя-миссионеры, а также видные ученые и деятели культуры. В 1918 г. школа была закрыта, а ее попечитель П.В.Щетинкин зверски убит и утоплен ворвавшимися в его имение красноармейцами.