Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

История Егише Вардапета: Борьба Христианства с учением Зороастровым в пятом столетии, в Армении. Тифлис, 1853. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Редкость. С автографом переводчика В.А.Ленчевскому.

Автор: Егише Вардапет
Год издания: 1853


История Егише Вардапета: Борьба Христианства с учением Зороастровым в пятом столетии, в Армении. Перевод с армянскаго П.Шаншиева. Тифлис, в типографии Канцелярии Наместника Кавказскаго, 1853. [4], XXIV, 544 с. 20,2 х 13,2 см. Посвящение: «Его святейшеству верховному патриарху и кафоликосу всех армян Нерсесу с благоговением ...». Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Нет листа с картой. Карта отсутствует практически во всех сохранившихся до наших дней экземплярах. На титульном листе автограф переводчика: «Владимиру Антоновичу Ленчевскому в знак пам[яти] (?) от Переводчика». Редкость.

В книге рассказывается об истории Армении V века нашей эры, о периоде правления персидского шахиншаха Иездигерда II из династии Сасанидов (правил: 438-457 г.г.), который был фанатичным зороастрийцем и преследовал христиан. Армяне в это время подвергались особенно яростным преследованиям и разорениям за свою верность недавно принятой новой религии. Персидская империя стремилась навязать им зороастризм, искоренить любые связи с Византией. От этого периода в Армении сохранилось мало источников. Поэтому «История» Егише Вардапета (ум. 480 г.), современника и живого свидетеля тех событий, особенно ценна.

Христианский учитель и аскет Егише был близок к создателям армянской и грузинской письменностей свв. Исааку и Месробу, при поддержке которых получил образование в лучших греческих школах Афин и Александрии. Он был также и родственником князя-воителя Вардана Мамиконяна (388-451). Приняв монашеский постриг, Егише стал его духовником и первым секретарем. Вардан Мамиконян - народный герой, князь-защитник христианства. В 449-451 г.г. он возглавил восстание армян против персов, долго и успешно воевал с ними, но в мае 451 г. погиб во время грандиозной Аварайрской битвы, в которой 100 тысяч армян, включая профессиональных воинов, крестьян, стариков, женщин и детей, вышли против всей персидской армии, численность которой превышала 200 тысяч. Хотя армяне и были разбиты, больше персы христианство не преследовали.

Благодаря своей близости к князю, Егише был очень хорошо информирован и имел отношение ко многим событиям своего времени. Помимо исторических событий, автор уделяет много внимания нравам и обычаям армян и персов. Например, он рассказывает о том, что Иездигерд II, ненавидевший христианство, хорошо знал сюжет Евангелий, которые его идеологически возмущали: что это за Бог, который позволил себя мучить и распять? Для армян существовала и внутренняя проблема: их общество вовсе не было едино. Персов поддерживала армянская знать во главе с князем Васаком Сюни. Он и его сторонники перешли на сторону Сасанидской державы. Благодаря этому предательству персы смогли одержать победу в решающей битве. В рамках своего исторического повествования Егише описывает великое переселение народов. Автор сообщает о гуннах, албанцах, о других завоевателях и кочевниках, об оседлых народах Кавказа. В его поле зрения попадают не только события, происходившие на территории Закавказья, в Армении, но и на территориях Ирана, современной Грузии, Дагестана, в Средней Азии.

Рассказ Егише очень эмоционален и психологичен, вот как описывает он состояние персидского царя, когда тот узнал об открытых христианских богослужениях среди армян в своем войске: «Нечестивый царь увидев, что его разгадали и что скрытый огонь злобных намерений обнаружился сам собою, жестоко терзался в эхидных мыслях, пронзающих душу его, подобно стрелам невидимым. То, как змей ядовитый, извивался он в корчах, грызя самого себя; то, как лев разъяренный, рвал землю, катался клубом, и бился в борьбе с собою, не предвидя и выхода из страшного смятения ума».

Владимир Антонович Ленчевский (родился в 1833 г.) - офицер, военный инженер, подполковник, участник обороны Севастополя 1854-1855 г.г. Служил в Тифлисе в Инженерном управлении Кавказского военного округа. Окончил кондукторские классы Главного инженерного училища и в 1855 г. - верхний офицерский класс Николаевской инженерной академии в чине поручика. Некоторые из его братьев числились среди участников Польского восстания 1863 г.