Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. Алма-Ата, 1943. Первое академическое издание, охватившее целиком историю Казахстана. После выхода экземпляры книги изымались из продажи и уничтожались. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Абдыкалыков М. и Панкратова А.
Год издания: 1943


История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. Под редакцией М.Абдыкалыкова и А.Панкратовой. [Алма-Ата]: Казогиз, 1943. 672 с., с илл.; 1 л. портр., 2 л. карт и схем. 21,3 х 14,3 см. Тираж 10 000 экз. Первое академическое издание, охватившее целиком историю Казахстана. Книга была выдвинута на Сталинскую премию, но потом подверглась резкой критике по причине идеологического несоответствия. После выхода экземпляры ее изымались из библиотек и уничтожались. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.

Издание вышло после того, как в Великой Отечественной войне наметился перелом. Подписано к печати оно было 25 мая 1943 г. Советские войска одержали победу в Сталинградской битве, вели наступление на Кавказском фронте, готовили операцию на Курской дуге. В это время выходят книги, которые могли сыграть значительную роль в сплочении советских народов. Одной из них можно считать и «Историю Казахской ССР». 

Книга была издана благодаря выдающейся роли в ее создании М.Абдыкалыкова (1907-2006). В 1938 г. он стал наркомом просвещения Казахской ССР, в 1941 г. был назначен заместителем председателя Совнаркома республики и тогда же начал исполнять обязанности председателя Исполкома г. Алма-Аты, куда эвакуировали многие предприятия и учреждения из Москвы и европейской части России. В 1942 г. М.Абдыкалыков был избран членом Бюро и секретарем ЦК Компартии Казахстана по пропаганде и идеологии. Он также избирался депутатом Совета национальностей (от Казахской ССР) Верховного Совета СССР 1-го  и 2-го созывов (с 1941 по 1950 г.г.).

Совместно с академиком А.Панкратовой М.Абдыкалыков был ответственным редактором «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней». Книга была выдвинута на Сталинскую премию, но неожиданно через некоторое время она подверглась жесткой критике. М.Абдыкалыков твердо отстаивал концепцию авторов книги, из-за чего в итоге лишился своего поста, а сама «История Казахской ССР» изымалась из всех библиотек и уничтожалась.

В создании книги принимал участие большой коллектив авторов - ведущих сотрудников нескольких научных институтов, недавно появившихся в Алма-Ате или эвакуированных туда в годы Великой Отечественной войны. Над ней работала Алма-Атинская группа Института истории Академии наук СССР, специалисты Казахского филиала АН СССР и др. Среди них - такие выдающиеся ученые, как Бернштам, Вяткин, Греков, Дружинин, Кучкин, Панкратова, Покровский и др., а также представители казахской науки и литературы Бекмуханов, Ауэзов, Исмаилов, Кенжебаев, Муканов, Мусрепов. 

Над созданием фундаментального труда ученые начали работать с конца 1936 г., после того, как 5 декабря того же года в результате принятия новой Конституции СССР Казахская Советская Социалистическая Республика получила статус союзной. Идеологическая установка издания отражала тенденции интернационализма, сочувствия народам, подвергавшимся угнетению в Российской империи и претендовавшим на самостоятельность. Показан этногенез современных казахов, происходивший в сложном взаимодействии разных народов: саков, аланов, гуннов, усуней, канглы, согдийцев, кыпчаков, монголов и др. На формирование национальной культуры значительное влияние оказывал Китай, алтайские тюрки, монголы, арабы и персы. Казахстан рассматривается как основа Тюркского каганата. В разное время в нем приобретали и завоевывали власть различные этнические союзы, образовывая как небольшие государства, так и огромные империи, как, например, империи Моголов и Тимура. Показаны древние традиции отношений с восточными славянами, уходившие корнями в эпоху Киевской Руси. Так, в то время представители тюркских кочевых народов селились по договоренности с князьями на границах Руси и обеспечивали их защиту от других кочевников. Интересно, что в этой истории взаимоотношений с Русью и Московией большое внимание уделено сотрудничеству и партнерству, а не конфликтам.

Также бросается в глаза, что на изложении истории Казахстана в разделах книги, посвященных событиям до начала ХХ века, сравнительно мало сказалась марксистская идеология и большевистская модель интерпретации истории. Достаточно подробно в книге освещены религиозные верования, культура ислама, суфизм. Говорится о том, что в Средние века религиозное учение могло иметь народное направление, позволявшее отстаивать интересы низов перед властью. Показаны культурные влияния других народов. При освещении политической борьбы XIX - начала XX в.в. достойное место уделено национальному движению и партиям националистов, боровшимся с колониальной политикой Российской империи.