Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Карион (Истомин). Служба и житие Иоанна Воина. М., 1707. Прижизненное издание. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Хорошая сохранность. Редкость, особенно редки экземпляры с гравюрой.

Автор: Карион (Истомин)
Год издания: 1707


Карион (Истомин). Служба и житие Иоанна Воина. Второе  издание. М., Синодальная типография, I.1707 (7215). 18,9 х 15 см. Л. [1] (грав.), 1-56 = 57 л. Строк 17. Шрифт: 10 стр. = 82 мм. Гравюра на меди: Иоанн Воин с подписью: «Михаил Карновский изобрази». Орнамент: заставок 3 с двух досок, концовка 1. Тираж 1200 экземпляров. Прижизненное издание. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке, стилизованном под переплет первой половины XIX века. Блок с трех сторон не обрезан. Хорошая сохранность. Профессиональная реставрация утрат фрагментов бумаги на полях и разрывов. На обороте листа с гравюрой запись чернилами скорописью: «Лета 1710-го году июля в 11 день сию книгу купил на Москве вятчанин Федор Москвитинов», ниже более светлыми чернилами скорописью иного почерка того же времени: «А сию книгу приложил Хлынова ж города Покрову Пресвятеи Богородицы по родителех своих». После л. 56 вклеен припереплетный лист от прежнего переплета из певческой рукописи, написанной полууставом с крюковой нотацией с фитами на бумаге верже XVII века, что может указывать на бытование экземпляра в среде вятских старообрядцев. Редкость, особенно редки экземпляры с гравюрой.

Библиография: Зернова-Каменева, 58; Афанасьева, 40.

В издании находятся: Служба Иоанну Воину (л. 1-28), «Слово о житии и чудесах св. мученика Иоанна» (л. 29-51), «Слово на день св. Иоанна Воина» (л. 52-56).

Автором текста издания был писатель, патриарший секретарь и справщик иеромонах Карион, который одно время даже возглавлял Московский Печатный двор. Карион Истомин знаменит тем, что написал первый русский букварь, предназначавшийся для обучения, прежде всего, царских детей, в том числе царевича Алексея Петровича. Этот букварь был написан в 1691 г. и отпечатан впервые в типографии в 1694 г. с гравюрами работы Леонтия Бунина. Два года спустя был издан Большой букварь специально для царевича Алексея Петровича, тираж его составил 20 экземпляров. Букварь Кариона Истомина стал исключительным культурным явлением рубежа XVII-XVIII в.в.

Первое издание «Службы и жития Иоанна Воина» вышло в 1695 г. До 1762 г. включительно текст выдержал шесть изданий, три из которых были опубликованы при жизни автора.

В первых строках «Памяти Иоанна Воина» говорится: «Егда тленному царю воинствуя на земли, верен в Бога Иоанне Воин был еси, тогда небеснаго царя Христа помощь приим, мучеником христовым помогая, побеждал еси враги видимыя и невидимыя, и ныне со ангельскими силами, и воинствы в вышних ликуеши». Уже из этих строк становится понятно, что книга была издана в связи с Северной войной, для укрепления духа солдат и их веры в победу. 1706 год был отчаянно тяжелым годом в войне. Россия лишилась нескольких крупных союзников, армия Петра отступала в Малороссии и несла большие потери, Карл XII истреблял по одному польские и казацкие гарнизоны, захватывал крепости. До Полтавского сражения, в котором Петр I одержал победу и переломил ход войны, оставались долгих два года. В 1707 г. книга выходила дважды, второй раз - в июле, в том числе, возможно, и в связи с днем памяти Иоанна Воина, отмечаемым 30 июля, форматом «в восьмерку», то есть как карманное издание для использования солдатами в окопах.

Иоанн Воин жил в IV веке, был христианином и служил в войске императора Юлиана Отступника, в связи с чем должен был участвовать в карательных операциях против христиан. Есть мнение, что он мог быть славянином, так как служил в полку таифалов, «скифского племени», в составе которого славяне были обычными представителями Северного и Западного Причерноморья. Иоанн стал почитаться покровителем всех солдат и ратных людей, в жизни своей он много помогал преследуемым римлянами-язычниками христианам, прятал их, спасал, помогал бежать, хотя внешне демонстрировал ненависть и рвение в исполнении приказов. Также он посещал тюрьмы и больницы, где приносил помощь и облегчение раненым. Все эти функции святого особенно актуализировались во время войны. Солдат в сражении, в плену, в болезни получал покровителя, которому мог молиться и укреплять свой дух.

В Московии культ Иоанна Воина набирал вес с середины XVI века. Храм в его честь находился в Москве на Большой Якиманке. Он переместился туда с берега Москвы-реки, где рядом с Крымским мостом размещались стрельцы. Иоанн Воин считался покровителем их корпорации. Но после подавления стрелецких восстаний храм пришел в запустение. Есть предание, что восстановить храм повелел Петр I после победы в Полтавской битве, считая Иоанна Воина покровителем русских ратных людей.

Особый интерес представляет иконография фронтисписов изданий «Службы и жития». Наш экземпляр предоставляет редкую возможность для сравнения с первым изданием, поскольку сохранил гравюру, утраченную в большинстве известных экземпляров. Гравюру создал Михаил Карновский, состоявший в 1700-1701 г.г. на Московском Печатном дворе знаменщиком. Она значительно отличается от гравюры Василия Андреева в издании 1695 г. Иконография обоих изображений типологически схожа: на ближнем плане Иоанн Воин молится Богу, сидящему на облаке, с правой стороны от святого. Святой стоит в пол-оборота к зрителю, вскинув голову в сторону облака, приподняв и сложив руки в молитвенном жесте, произносит молитву: «Иисусе, Боже, спаси люди твоя».

Справа от Иоанна на земле лежат доспехи и оружие. В этой части изображения много отличий в деталях. Так, на фронтисписе второго издания Иоанн Воин не имеет римского доспеха, на земле лежит более полный набор оружия: шлем, щит, лук и колчан, копье, сабля и маленький загнутый нож. Наиболее интересно различие в фоне. Фоном представленного фронтисписа являются река и город с валом или крепостной стеной, ветряными мельницами на берегу, башнями, каналом, крепостью, возможно, символизирующий Санкт-Петербург или Нарву, с попытки отвоевать которую у Швеции и началась Северная война. В первом издании место большей части города занимал свиток с хвалебным четверостишьем св. Иоанну, вынесенным во втором издании под изображение.

Карион (Истомин; конец 1640-х - 1718/1722) - писатель, справщик, придворный поэт, иеромонах Московского Чудова монастыря, глава Московского Печатного двора (4 марта 1698 - 15 ноября 1701). Близкий родственник Сильвестра (Медведева). Происходил из Курска. Ученик Сильвестра (Медведева) и братьев Лихудов. С 1679 г. работал на Московском Печатном дворе, в том же году принял монашество. Не позднее 1682 г. начал выполнять обязанности секретаря патриарха Иоакима. Сохранил он эту должность и при патриархе Адриане. В качестве патриаршего секретаря составлял слова на все важнейшие события политической жизни России: Крымские, Азовские походы, стрелецкое восстание 1698 г. и др.  Карион Истомин участвовал в воспитании царевича Алексея Петровича. Вскоре после смерти патриарха Адриана он лишился места на Печатном дворе. Позднее вернулся в Чудов монастырь. Перу Кариона Истомина принадлежит иллюстрированный Букварь, ставший лучшим учебным пособием своего времени.