Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусскаго народа в XVI и XVII столетиях. Спб., 1860. Первое издание. В полукожаном переплете эпохи и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.

Автор: Костомаров Н.И.
Год издания: 1860


Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусскаго народа в XVI и XVII столетиях. Спб., в типографии Карла Вульфа, 1860. 214, [2] с. 22,7 х 15 см. Первое издание. В полукожаном переплете эпохи и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.

Эта книга выдающегося русского историка Н.И.Костомарова является настоящей энциклопедией быта и нравов русского народа допетровской эпохи. Живо и интересно автор рассказывает о том, как возникали посады, слободы, деревни и села, а также как жили наши предки и приобретали те или иные особенности в быту, говоре, привычках, в зависимости от того места, где родились и выросли. Историк исследует повседневную жизнь простых людей, что было совершенно новым для того времени. Н.И.Костомаров обращается, например, к повседневному укладу жизни мещан, ремесленников, мелкопоместных дворян и стрельцов, составлявших основу войска. Историк показывает, от чего этот уклад зависел, во что люди верили и как церковный календарь и устав определяли распорядок жизни. Рассказывается, как велось хозяйство, управление домом, прием гостей, что ели, во что одевались, какой утварью наполняли свои жилища, что выращивали в садах и огородах, как лечили болезни, справляли свадьбы, воспитывали детей и т.д.

Для изучения этих вопросов Н.И.Костомаров привлекал уже опубликованные источники - актовый материал, записки иностранцев о России, черпал информацию из глубин фольклорной традиции: заговоров, народных стихов и других литературных произведений, из церковного устава, Домостроя - все это становилось источниками для исследования. Автор писал свой «Очерк» во второй половине 1850-х г.г. и впервые он был опубликован в журнале «Современник» в 1860 г. В том же году вышло и первое книжное издание.

В «Очерке домашней жизни» читатели впервые увидели быт собственного народа два-три века назад. Сочинение это давало очень много для понимания национальной психологии, корней многих традиций, показывало самобытность допетровской России и заставляло задуматься, что мы потеряли или приобрели в результате реформ Петра. Одним из таких психологических феноменов, раскрытых историком, была ксенофобия, проявленная в отношении к иностранцам, иноверцам и чужакам вообще, в отношении ко всему европейскому, в том числе к наукам.

Николай Иванович Костомаров (1817-1885) - один из самых выдающихся русских историков, профессор Петербургского университета, член-корреспондент Академии наук. Окончил Харьковский университет, где выделялся живостью ума и неординарными способностями. Слушая лекции профессора М.М.Лунина, будущий ученый сформировал собственный взгляд на историю, значительно отличавшийся от традиционного. Н.И.Костомаров обращает внимание на роль простого народа в судьбах государства, на его духовную жизнь, в связи с этим он углубленно изучал этнографию, фольклор и привлекал в своих исследованиях новые виды источников.

Первую магистерскую диссертацию молодого ученого после отзыва, данного профессором Н.Г.Устряловым, сожгли за наличие в ней новых идей и взглядов, не согласных с общепринятыми. В течение следующего года Н.И.Костомаров написал и защитил работу по совершенно иной теме. В своем подходе к истории и изучению источников ученый намного опережал свое время. За участие в деятельности так называемого Кирилло-Мефодиевского общества, выдвигавшего идеи федеративного устройства Российской империи, в 1847 г. Н.И.Костомаров был арестован, провел год в Петропавловской крепости, затем был «переведен на службу» в Саратов, где находился под надзором полиции. Ему запретили преподавать и печатать свои произведения. В 1856 г. запрет на печать был снят.

В 1859 г. ученый занял кафедру русской истории в С.-Петербургском университете. Известный уже российской публике как одаренный писатель, он выступил теперь в качестве профессора, обладающего оригинальным талантом изложения и имеющего самостоятельные, новые воззрения на задачи и сущность истории. Главную цель для себя как историка Н.И.Костомаров видел в том, чтобы уловить особенности народной жизни различных частей русского государства. Из этого возник его особый взгляд на историю образования Московского государства. После 1862 г. из-за проявленной независимой позиции профессору фактически запретили преподавать, однако сохранили за ним профессорское жалование, что позволило Н.И.Костомарову всецело заняться историческими исследованиями.