Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Левитский Н. Житие, подвиги, чудеса и прославление преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1905. В издательском переплете. Очень хорошая сохранность. Экземпляр отца Николая (Неумова) с автографом игуменьи Паисии.

Автор: Левитский Н.
Год издания: 1905


Левитский Н. Житие, подвиги, чудеса и прославление преподобнаго и богоноснаго отца нашего Серафима, Саровскаго чудотворца. С 18-ю рисунками. Издание Афонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. М., типо-литография И.Ефимова, 1905. VI, 7-646, II с., с илл. 22,2 х 14,6 см. Книга впоследствии не переиздавалась. Экземпляр отца Николая (Неумова) с автографом игуменьи Паисии. В издательском переплете с золотым и цветным тиснением на корешке и передней крышке. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность. На переднем форзаце дарственная надпись-автограф: «На молитвенную память Высокочтимому Священно-Иерею Отцу Николаю Егориевичу Недумову отъ игумении Паисии 1907 года Октября 4 дня». Экземпляр представляет культурно-историческую ценность.

Никандр Матвеевич Левитский (ок. 1855 - не ранее 1909) - русский духовный писатель, историк, автор ряда книг, статский советник. Окончил Костромскую духовную семинарию (1876), затем Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, был магистрантом Исторического отделения. С 1880 г. был старшим преподавателем греческого языка в Касимовском духовном училище. Награжден орденами св. Станислава II ст. и св. Анны III ст.

Книга «Житие, подвиги, чудеса и прославление отца нашего Серафима, Саровскаго чудотворца» интересна тем, что она стала первой обобщающей публикацией после вскрытия мощей старца Серафима и официального признания его святым. В издании появляются главы, посвященные освидетельствованию мощей старца и фактам о чудесах вокруг них. Тем самым автор стремится преодолеть сомнения в каноничности прославления святого. Представлено описание Саровских торжеств и раки для мощей. Много внимания автор уделяет духовным наставлениям преподобного Серафима, его келейному правилу, подвигу старчества, прозорливости и предсказаниям. Даны описания женских обителей, созданных по благословению и при молитвенной поддержке старца. Этими монастырями были: Ардатовский Покровский, Спасо-Зеленогорский, Николаевский Дальне-Давыдовский, Кутузовский Богородицкий и другие. Именно из них вышла значительная часть монахинь рубежа веков, занимавших активную духовную и гражданскую позицию.

«Саровские торжества», посвященные канонизации св. Серафима, впервые прошли в июле 1903 г. В ходе них в присутствии императора Николая II и его супруги были открыты мощи преподобного. Это событие имело огромное идеологическое значение в контексте стремления Николая II преодолеть некое «средостение», как казалось, разъединявшее царя и народ, который «его искренне любит». Важный объединяющий мотив был и в почитании старца Серафима старообрядцами, которые зачастую были склонны видеть в нем своего идейного собрата.

Идея канонизации возникала еще в 1883 г., но ее противником был обер-прокурор Синода К.Победоносцев. В 1902 г. Николай II потребовал от него проведения канонизации. Культ старца Серафима оказался тесно связан с царской семьей и с рождением наследника престола цесаревича Алексея, предсказанным Саровским прозорливцем. Значительную роль в прославлении святого сыграла императрица Александра Федоровна. С.Ю.Витте в своих воспоминаниях сообщает: «<…> Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырех Великих Княжен наследника. Это сбылось и окончательно и безусловно укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет - образ святого Серафима».

Настоящий экземпляр издания был подарен игуменьей Московского монастыря во имя св. Никиты мученика, находящегося на Большой Никитской, матушкой Паисией священнику церкви св. Никиты этого же монастыря отцу Николаю (Николай Георгиевич Недумов; 1842-?).

Игуменья Паисия, в миру Екатерина Ивановна Плотникова, (1833-1913) сыграла значительную роль в жизни Никитского монастыря. При ней монастырь достиг своего расцвета. Екатерина Ивановна была дочерью купца Ивана Николаевича Плотникова, родилась в Серпухове. Рано начала путь монашеского подвига. Взяла при постриге имя в честь своего духовного отца, настоятеля Давыдовой пустыни, старца Паисия. Духовную и хозяйственную подготовку прошла у игуменьи Алексеевского монастыря в Москве Антонии (Троилиной). Ученицами старицы Антонии были многие активные игумении рубежа столетий. В Алексеевском монастыре сестра Паисия 15 лет исполняла казначейское послушание вплоть до кончины своей наставницы.

В 1897 г. сестра Паисия возглавила Никитский монастырь. Монастырь этот был основан при церкви св. Никиты мученика в 1582 г. боярином Никитой Романовым (дедом царя Михаила Фёдоровича). В 1812 г. он был разграблен и сгорел, но затем по решению прихожан был восстановлен. В 1833 г. к Никитскому собору был пристроен придел Николая Чудотворца. В 1861 г. на месте разобранной колокольни XVIII века архитектором М.Д.Быковским была заложена новая колокольня с церковью Воскресения Словущего. В 1877 г. возле ворот монастыря была устроена часовня во имя великомученика Никиты. В 1894 г. вновь освящена Церковь великомученика Дмитрия Солунского, стоявшая без службы в 1812-1894 г.г. Игуменья Паисия провела в монастыре водопровод, организовала реставрацию храмов и активное строительство. Было открыто приходское училище на 25 девочек и организована больница. В это время в обители св. Никиты проживали, помимо игуменьи, 23 монахини и 29 послушниц.

Монастырь имел хутор, или подворье, при деревне Катюшки близ Лобни в Московской губернии, получившее название в честь преподобного Серафима Саровского. Земля была приобретена для монастыря купцом первой гильдии Сергеем Владимировичем Крестовниковым, владельцем Полянской хлопкопрядильной фабрики. Фирма «Братья Крестовниковы и Ко» была удостоена статуса Поставщиков Двора Его Императорского Величества. В 1904-1905 г.г. здесь был построен красивый деревянный храм-школа в неорусском стиле в честь преподобного Серафима Саровского и в ознаменование рождения цесаревича Алексея. Видимо, это событие необходимо рассматривать в стремлении купцов внести свою лепту в смягчение социальной напряженности, прежде всего на собственной фабрике, во время Первой русской революции 1905-1907 г.г. Школа получила название Алексеевской и была рассчитана на 50 учеников. Попечителем школы стала Надежда Владимировна Миляева (в девичестве Крестовникова).

Хозяйство обеспечивали монахини-насельницы, число которых к 1907 г. выросло до 30. В школе получали начальное образование дети крестьян и рабочих, трудившихся на Полянской хлопкопрядильной фабрике. Ученики также пели в церковном хоре и прислуживали во время богослужений. Их родители ценили просветительскую деятельность игуменьи Паисии. В знак благодарности они поднесли ей икону, написанную на кипарисе. 2 января 1909 г., в день памяти преподобного Серафима Саровского, Серафимо-Никитскую женскую обитель посетила великая княгиня Елизавета Федоровна. Игуменья Паисия жила последние годы на Серафимовском подворье, после смерти она была похоронена на местном кладбище. Подворье, как и монастырь, было уничтожено в конце 1920-х - начале 1930-х г.г.