Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Маяковский В.В. Облако в штанах: Тетраптих. Пг., 1915. Первое издание. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Обложка и оформление В.Маяковского. Хорошая сохранность.

Автор: Маяковский В.В.
Год издания: 1915


Маяковский В.В. Облако в штанах: Тетраптих. [Пг., типография Т-ва «Грамотность», 1915]. 64 c. 17 х 12,3 см. Первое издание. Тираж 1050 экз. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Обложка и оформление В.Маяковского. Хорошая сохранность. Реставрация обложки. В хорошем виде - редкость.

Библиография: Турчинский, с. 344.

«Облако в штанах» - поэма Владимира Маяковского в четырех частях, которую автор называл «катехизисом  сегодняшнего искусства». Композиция «тетраптиха» отражала бунтарский дух произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей». Поэт - «красивый, двадцатидвухлетний» - предстает влюбленным, сгорающим от страсти к женщине по имени Мария, анархистом, отрицающим старое искусство и воспевающим улицу, «тринадцатым апостолом», призывающим к революции, и, наконец, человеком, бросающим вызов самому Богу. Он ставит «nihil» («ничто») над всем, что сделано до него, и объявляет себя новым Заратустрой.

В.Маяковский начал работать над поэмой в конце 1913 - начале 1914 г. Это время, когда футуристы В.Маяковский, Д.Бурлюк и В.Каменский отправляются в свое первое серьезное турне по стране. В Одессе, куда заехали гастролеры, В.Маяковский познакомился с молодой художницей Марией Денисовой. Это знакомство предопределило лирический сюжет «Облака в штанах». Большая часть поэмы была написана В.Маяковским в приморском поселке Куоккала, где жили К.Чуковский и И.Репин. Окончательно она была завершена во второй половине июля 1915 г.

В этом произведении В.Маяковский создает новаторский язык, совершает революцию в метрике, вводит множество неологизмов: старый словарь уже мал для нового человека, не отвечает духу бунтарства. «Облако в штанах» изобилует сниженной лексикой, вульгаризмами, жаргоном. Здесь множество примет современности - рекламных объявлений, газетных новостей: поэт начинает говорить языком улицы - или, вернее, дает улице свой голос. Метафоры неожиданны, провокативны, разнообразны, а в грубости и просторечии выражается художественный нигилизм, ниспровержение канонов. Той же цели служат рифмы, чередование разных стихотворных размеров, отказ от прописных букв в начале строк и графическое дробление текста, подчеркивающее не размер, а ритм.

Впервые отрывки из поэмы были опубликованы в альманахе «Стрелец. Сборник первый» в феврале 1915 г. В июле того же года В.Маяковский познакомился с Эльзой Каган (Триоле) , Лилей и Осипом Бриками. Эта встреча непосредственно повлияла на судьбу «Облака в штанах». Узнав, что произведение до сих пор не опубликовано полностью, Осип Брик выступил как меценат и первый издатель поэмы, вышедшей в сентябре 1915 г. под маркой типографии товарищества «Грамотность» с посвящением Лиле Брик.

Однако в первом издании авторский замысел «Облака в штанах» был нарушен из-за вмешательства цензуры. Первоначально поэма называлась «Тринадцатый апостол». Цензура не могла пропустить книгу с таким названием, и В.Маяковский был вынужден его изменить. Также из текста были изъяты все провокационные места. 

После Февральской революции в России журнал «Новый сатирикон» в марте 1917 г. опубликовал не пропущенные ранее цензурой отрывки поэмы под заглавием автора «Восстанавливаю». Впервые полностью поэма «Облако в штанах» была издана в начале 1918 г. в Москве издательством «АСИС» («Ассоциация социалистического искусства»).