Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Маяковский В.В. Полное собрание сочинений. Под общей редакцией Л.Ю.Брик. 13 томов. М., 1934-1938. Первое полное собрание сочинений, иллюстрированное. Первое посмертное издание. 13 томов в 14 издательских переплетах. Отличная сохранность.

Автор: Маяковский В.В.
Год издания: 1934


Маяковский В.В. Полное собрание сочинений. Под общей редакцией Л.Ю.Брик. Тома I-XII и Дополнительный выпуск. М.: Художественная литература, 1934-1938. 19,6 х 13,1 см. Тираж 10 000 экземпляров. Первое полное собрание сочинений, иллюстрированное, распространялось по подписке. Рисунки Д.Бурлюка, В.Маяковского, фотомонтажи, фотопортреты, реклама, сценография А.Родченко. В 14 тканевых издательских переплетах с конгревным тиснением на передних крышках: «WM». Отличная сохранность.

Том I. Стихи, поэмы, статьи. 1912-1917. Вступительная статья Н.Плиско. Редакция и комментарии В.Тренина и Н.Харджиева. (1935). XXIV, 423, [4] с.; 1 л. портр., 1 л. факсимиле.
Том II. Стихи и поэмы. 1917-1924. Редакция и комментарии В.Тренина и Н.Харджиева. (1936). 482, [6] с.; 1 л. портр., 2 л. илл.
Том III. Мистерия-буфф. Вступительная статья А.Февральского. Редакция О.М.Брика. (1934). 262, [2] с.; 1 л. портр., 7 л. илл.
Том IV. Часть первая. Агитстихи, агитпоэмы, агитпьесы. 1917-1923. Редакция В.Катаняна. (1937). 496 с.; с илл. в тексте, 1 л. портр. и 2 л. цв. и ч/б илл.
Том IV. Часть вторая. Агитстихи, агитпоэмы, стихи детям. 1923-1929. Редакция и примечания В.Катаняна. (1936). 591 с.; 1 л. портрет, 10 л. цв. и ч/б илл.
Том V. Про это: Поэма. Вступительная статья Н.Н.Асеева. Редакция и примечания П.Незнамова. (1934). 190, [6] с.; 1 л. портрет, 2 л. фотомонтажи, 1 л. факсимиле.
Том VI. Владимир Ильич Ленин: Поэма. - Хорошо! Октябрьская поэма. Редакция и примечания В.Катаняна. (1934). 244 с.; 1 л. портрет, 3 л. факсимиле.
Том VII. Заграница: Стихи и очерки. Редакция и примечания В.Катаняна. (1935). 460, [4] с.; 7 л. портр., 1 л. факсимиле.
Том VIII. Стихи. 1925-1927. Редакция и примечания Л.Поляк и Н.Реформатской. (1936). 574, [6] с.; 1 л. портр., 4 л. факсимиле.
Том IX. Стихи. 1928. Редакция и примечания В.Катаняна. (1935). 484, [4] с.; 1 л. портр., 2 л. илл.
Том X. Стихи. 1929-1930. Редакция и примечания В.Катаняна. (1935). 250, [6] с.; 1 л. портр.
Том XI. Пьесы и сценарии. 1926-1930. Вступительная статья и редакция А.В.Февральского. (1936). 596, [4] с.; 1 л. портр., 7 л. илл., 4 л. факсимиле.
Том XII. Статьи, заметки, стенограммы выступлений. 1917-1930. Редакция и примечания В.Катаняна. (1937). 492, [4] с.; 1 л. портр., 2 л. цв. и ч/б илл.
Дополнительный выпуск. Автобиография. - Даты жизни и работы. - Библиография. Редакция О.Брика. (1938). 166, [2] с.; с факсимиле в тексте, 1 портр. и 2 факсимиле на отдельных листах.

Библиография: Тарасенков, с. 241; Турчинский, с. 342-343.

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) - русский поэт-футурист, один из лидеров русского авангарда в литературе, создатель творческого объединения ЛЕФ. Один из крупнейших поэтов XX века. Задачей издателей первого полного посмертного собрания сочинений В.В.Маяковского было представить все его сохранившиеся тексты и создать издательский канон его произведений. Осуществить все это было очень непросто, поскольку В.В.Маяковский никогда не хранил черновики и рукописи, не собирал экземпляры своих изданных произведений, довольно легко редактировал и исправлял собственные тексты в новых изданиях. В подготовке настоящего собрания принимали участие такие близко знавшие В.В.Маяковского люди, как Л.Ю. и О.М.Брик, Н.И.Харджиев, В.А.Катанян и др.

Лиля Юрьевна Брик (в девичестве Коган, 1891-1978) - «муза русского авангарда», хозяйка одного из самых известных в XX веке литературно-художественных салонов. Возлюбленная В.В.Маяковского, адресат его произведений, душеприказчица его творчества. Ей, в частности, были посвящены поэмы «Про это», «Флейта-позвоночник», стихотворения «Ко всему», «Лиличка!» и многие другие произведения. После трагической смерти В.В.Маяковского Л.Ю.Брик являлась хранителем архива, черновиков, рукописей и личных вещей поэта. Получив половину прав на его творческое наследие, Лиля Юрьевна была организатором издания Полного собрания сочинений поэта и создательницей первого в Москве музея В.В.Маяковского. 

В конце июня 1930 г. вышло постановление СНК РСФСР «Об увековечении памяти тов. Вл.Вл.Маяковского». Согласно документу, Государственное издательство РСФСР должно было выпустить «под наблюдением Лили Юрьевны Брик» Полное собрание сочинений поэта. Как главный редактор, Л.Ю.Брик работала над содержанием каждого тома и придумала дизайн переплетов. В частности, она предложила разместить на передних крышках монограмму WM. Этот графический символ, придуманный ею в первые месяцы знакомства с поэтом, был выгравирован на подаренном ею В.В.Маяковскому «обручальном» кольце.

В 1935 г. издание стало тормозиться, вышла только половина томов. Л.Ю.Брик написала письмо И.В.Сталину с просьбой о помощи в преодолении бюрократических препятствий. Благодаря поддержке вождя, высоко чтившего талант В.В.Маяковского и поручившего Н.И.Ежову снять препоны, собрание вышло в свет, а В.В.Маяковский был возведен в официальный советский канон: активно издавались книги его и о нем, был открыт дом-музей поэта, Триумфальная площадь была переименована в площадь Маяковского, произведения поэта начали входить в обязательную школьную программу.

Осип Максимович Брик (1888-1945) - советский писатель и критик, сценарист и стиховед, адвокат, один из теоретиков русского авангарда. Муж Лили Брик с 1912 по 1925 г.г. Именно он стал издателем первых крупных произведений В.В.Маяковского - «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник», идеологом и теоретиком футуризма и ЛЕФа. С 1918 г. О. и Л.Брики и В.Маяковский жили одной семьей. О.Брик был автором остро полемических литературоведческих статей и литературных произведений, соавтором некоторых произведений и манифестов В.В.Маяковского. 

Первые два тома издания Полного собрания сочинений В.В.Маяковского вышли под редакцией выдающихся деятелей русского авангарда В.Тренина и Н.Харджиева. Николай Иванович Харджиев (1903-1996) - писатель и поэт, авторитетнейший историк литературного и живописного авангарда, текстолог, выдающийся коллекционер авангардного искусства и литературы. Н.И.Харджиев издал и прокомментировал сочинения В.Маяковского, В.Хлебникова, О.Мандельштама и др. Он дружил со всеми видными представителями русской литературы и искусства ХХ века, особенно их левого, авангардного крыла. Был близок к кругу футуристов, Ю.Тынянову, Б.Эйхенбауму и В.Шкловскому. Его друзьями были К.Малевич, В.Татлин, А.Крученых, А.Ахматова и многие другие. Знаменитый «Черный квадрат» К.Малевича висел в кабинете Н.И.Харджиева над дверью. 

Василий Абгарович Катанян (1902-1980) - советский литературовед, писатель, член «Цеха поэтов», биограф В.В.Маяковского. До 1927 г. работал на Кавказе, был заместителем директора издательства «Заккнига». После переезда в Москву В.А.Катанян становится членом ЛЕФа, секретарем журнала «Новый ЛЕФ», печатает свои художественные произведения и статьи в центральных периодических изданиях, в том числе в «Известиях», «Вечерней Москве», «Литературной газете», работает в издательстве «Молодая гвардия». В.В.Маяковскому В.А.Катанян посвятил значительную часть своей литературоведческой деятельности, став составителем и редактором трех его полных собраний сочинений (1934-1938, 1939-1949, 1955-1961). В 1939 г. вышла его «Краткая летопись жизни и работы В.В.Маяковского» - один из наиболее важных источников при изучении жизни и творчества поэта. С 1937 до 1978 г. В.А.Катанян был мужем Лили Брик. Став женой Василия Абгаровича, Лиля Брик возобновила свой литературный салон, ставший центром притяжения для молодых поэтов, таких, как Д.Самойлов, Николай Глазков и др. Как и в 1920-е г.г., это была самая интересная и яркая неофициальная литературная площадка в Москве, сохранявшая традиции футуризма и авангарда.