Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Mendelsohn E. Russland, Europa, Amerika. Ein Architektonischer querschnitt. - Мендельсон Э. Россия, Европа и Америка сквозь призму архитектуры. Берлин, 1929. В издательском переплете и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.

Автор: Мендельсон Э.
Год издания: 1929


Mendelsohn E. Russland, Europa, Amerika. Ein Architektonischer querschnitt. Berlin, Rudolf Mosse, Buchverlag, 1929. - Мендельсон Э. Россия, Европа и Америка сквозь призму архитектуры. Берлин, издатель Рудольф Моссе, 1929. 214, [10] с., с илл. 33 х 23 см. Богато иллюстрированный альбом на немецком языке, выполненный в стиле Баухауз, со 100 репродукциями снимков знаковых архитектурных мировых памятников. Отпечатан на мелованной бумаге. В издательском переплете и в современном художественном футляре. Сохранилась рекламная бумажная лента, в которой первоначально продавалась книга, представляющая книгу как высокоактуальную работу об образах современных архитектур. Отличная сохранность.

В своем альбоме знаменитый немецкий архитектор-экспрессионист Эрих Мендельсон сопоставляет Америку, Россию и страны Европы через архитектуру. Он сталкивает традиции и новации в архитектуре, прошлое и настоящее, дает почувствовать напряжение между ними. Бешеный пульс ХХ века взгляд прощупывает в абрисах небоскребов Нью-Йорка и Чикаго, в экспрессии силовых установок электростанций, в ритме труб и конвейеров детройтских заводов. С этим галопом индустриализации контрастирует церковная архитектура русского Средневековья. Деревянные храмы Юромского погоста Архангельской губернии и Кижей вступают в неспешный диалог с каменными соборами Москвы, Киева, Пскова. Тут время замирает. Эта архитектура для созерцательности и погружения в себя.

Надо принять во внимание, что  фотохудожник в середине - второй половине 1920-х г.г. лично посетил Советский Союз и выполнил снимки, в которых передан его личный взгляд. В них революция воспринимается как новые формы, стремительная их смена и движение вперед по пути прогресса. Большевики - невероятная созидающая сила, стоящая на стороне рабочих. Связанные с ними перемены отвечают самым прогрессивным запросам Америки и Европы.

В России современность и традиция сталкиваются в образах большого города, запруженного народом: с вечной заботой о продуктах, потоками извозчиков, со сбившимися в стайки автомобилями. Вывески разгара НЭПа говорят нам об оживленной коммерческой жизни Москвы. Противопоставляется городской спешке тихое местечко или село, выросшее вокруг монастыря. Автор запечатлел многие памятники, вскоре разрушенные: Китайгородскую стену, церковь в Охотном ряду и др. Но вот фотограф начинает сопоставлять модерн Соединенных Штатов и новый виток индустриализации в СССР. Две великих страны меряются сокрушающими традицию архитектурными формами: телефонная станция в Беркли - против химической фабрики в Москве.

Показаны построенные в 1923-1927 г.г. здания Треста «Моссельпром», министерств и фабрик в Москве, Киеве, Ленинграде. Автор подчеркивает созвучность их авангардной стилистики с постройками и проектами, появившимися или планировавшимися в Париже, Копенгагене, Нью-Йорке, Штутгарте. В итоге возникает ощущение, что Советская Россия вышла из недавнего своего Средневекового сна и набрала молниеносный темп. Она уже идет наравне с Западным миром. А порой постройки и проекты советских конструктивистов дают хорошую фору американским образцам «самой актуальной» архитектуры модерна. На одном из снимков помещена знаменитая башня В.Е.Татлина, на нескольких других - его же не менее известные контррельефы и проекты зданий.

Эрих Мендельсон (1887-1953) - немецкий архитектор, экспрессионист и функционалист. Родился в семье евреев-эмигрантов из Польши. В 1911-1914 г.г. он сблизился с группой В.Кандинского «Синий всадник». В 1919 г. организовал «Ноябрьскую группу» и открыл собственную мастерскую в Берлине, которая вскоре стала одним из самых известных архитектурных бюро Германии. Первые же его работы - знаменитая башня Эйнштейна в Потсдаме (1917-1921), универмаги Шоккена в Штутгарте (1926), Нюрнберге и Хемнице (1926-1929) обеспечили архитектору европейскую известность. В 1933 г. Э.Мендельсон бежал из нацистской Германии, некоторое время жил в Великобритании и Палестине, а с 1941 г. переехал в США.

Экспрессионистский модернизм нашел свое воплощение в проектах Э.Мендельсона, выполненных для Советского Союза. Таков, прежде всего, новаторский проект комплекса сооружений трикотажной фабрики «Красное знамя» в Ленинграде (1925), по которому было построено здание силовой подстанции этой фабрики, а также нереализованный конкурсный проект Дворца Советов в Москве (1932). Работы архитектора, возведенные на территории Палестины, составили важную веху в становлении израильской архитектуры.

Из американских проектов Э.Мендельсона выделяются: больница имени Маймонида в Сан-Франциско (1948), синагогальный центр в Сент-Луисе (штат Миссури, 1950), синагоги в Вашингтоне, Балтиморе (штат Мэриленд) и Сент-Поле (штат Миннесота). В США Э.Мендельсон много преподавал в Колумбийском, Йельском, Гарвардском, Мичиганском и Калифорнийском университетах.