Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Морозов П.О. История русскаго театра до половины XVIII столетия. [Т. 1, единственный]. Спб., 1889. В полукожаном переплете эпохи. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Экземпляр из библиотеки Б.Ростоцкого.

Автор: Морозов П.О.
Год издания: 1889


Морозов П.О. История русскаго театра до половины XVIII столетия. [Т. 1, единственный]. Спб., типография В.Демакова, 1889. IX, 398, XL с. 25,2 x 15,5 см. В полукожаном переплете эпохи. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность, блок не обрезан. На передней обложке владельческая надпись: «Б.Ростоцкий». На заднем форзаце ярлык-экслибрис петербургского магазина «Антиквариат» П.Губара и Н.Волкова, гравированный С.Чехониным в 1924 г.

Библиография: Международная книга, 75-724.


Болеслав Норберт Иосифович Ростоцкий (1912-1981) - советский историк театра и критик, доктор искусствоведения. Окончил ГИТИС, литературную деятельность начал в 1931 г. Основные работы посвящены истории советского и польского театра.

«История русского театра» была написана П.О.Морозовым, крупным русским театроведом, на основе его предшествующей работы «Очерки из истории русской драмы XVII-XVIII ст.». В монографии представлен литературно-исторический и бытовой комментарий к разнообразным драматическим произведениям XVII-XVIII в.в., которые послужили главным источником для исследователя. Хронологически охвачен период истории отечественного театра до А.П.Сумарокова и Ф.Волкова. Книга должна была стать частью обширного труда по истории русского театра за все время его существования.

Автор привлекает самый широкий круг источников, имеющих какое-либо отношение к раннему периоду развития русского театрального искусства: свидетельства древнерусских послов и путешественников о западноевропейском театре, описания церковных обрядов («шествие на осляти» и проч.). Характеризуется небольшая на тот момент историография театра в России, прослеживаются истоки драматического искусства в народной поэзии, фольклоре, языческих культах, свадебных и прочих обрядах. Анализируются форма и содержание западноевропейской школьной драмы, ее рецепция в Малороссии и Великороссии, первые ростки профессионального театра при царе Алексее Михайловиче. Много внимания уделено эпохе Петра Великого: речь идет о театральном репертуаре того времени, главных театральных деятелях и их труппах, судьбе светского театра и духовной драмы. Рассматривается творчество южнорусских авторов школьной драмы: Феофана Прокоповича, Лаврентия Горки и др. Повествование доведено вплоть до правления императрицы Елизаветы Петровны.

По мнению П.О.Морозова, развитие русского театра в последней трети XVII - первой трети XVIII в.в. получило неверное направление. До царя Алексея Михайловича и Петра I драма бытовала в виде святочных и масленичных игр, хороводных песен, народной свадьбы, медвежьей потехи. Давление со стороны церкви постепенно вытесняло эти зрелища из народной культуры. «Театральность» была искоренена из культуры. Когда же в обществе появилась потребность в зрелищах, «за ними пришлось обратиться на Запад и принять те отбросы европейской драматической литературы, которые были вынесены к нам отдельными волнами цивилизации». В качестве приложений в монографии опубликован текст двух неизданных комедий начала XVIII века.

Петр Осипович Морозов (1854-1920) - историк русской литературы и театровед. Получил образование в Петербургском университете, защитил магистерскую диссертацию «Феофан Прокопович как писатель». В 1912 г. был избран членом-корреспондентом Академии наук, впоследствии занимал пост статс-секретаря Государственного совета. Областью специализации П.О.Морозова являлась история русской литературы XVIII и первой половины XIX в.в. Он внес большой вклад в изучение творческого наследия А.С.Пушкина. Под редакцией П.О.Морозова вышло шесть изданий сочинений А.С.Пушкина. Перу П.О.Морозова принадлежат работы «Феофан Прокопович как писатель», «Пушкин в русской критике», «Очерки из истории русской драмы XVII-XVIII ст.» и др. Именно П.О.Морозов смог разгадать по пушкинскому автографу зашифрованный текст десятой главы «Евгения Онегина».

Книга проходила в 1920-х г.г. через книжный магазин П.Губара. Павел Викентьевич Губар (1885-1976) - известный знаток и собиратель старинных книг. Собрал ценнейшую библиотеку из нескольких тысяч томов первых изданий русских писателей и почти все лучшие издания на русском языке. Был владельцем букинистического магазина «Антиквариат» на Невском проспекте (открыл его в 1923 г., в период НЭПа, когда была разрешена частная торговля).