Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

На приеме у фининспектора. Фотография работы А.С.Шайхета с его автографом. 1924 г. Поздний авторский отпечаток документальной фотографии в раме и паспарту. Имеет художественную и историческую ценность. Представляет интерес для музеев. Редкость.

Автор: Шайхет А.С.
Год издания: 1950


На приеме у фининспектора. Фотография работы А.С.Шайхета с его автографом. 1924 г. Поздний авторский отпечаток документальной фотографии в раме и паспарту. Размеры снимка: 17,8 х 23,3 см. Размеры в раме: 33,3 х 39,3 см. На обороте снимка надпись-автограф А.Шайхета зелеными чернилами: «На приеме у фининспектора 1924 год. Неиман Свердлов, владелец шляпного магазина на Кузнецком мосту, явно недоволен обложением налогов на него. - А.Шайхет». Очень хорошая сохранность. Снимок имеет большую художественную и историческую ценность. Представляет интерес для музеев. Редкость.

Одна из ранних известных фотографий Аркадия Шайхета, сделанная в эпоху расцвета НЭПа и отразившая его будни, «затушеванные» конфликты, внешне социально-лояльные отношения предпринимателей и новой власти. Схваченная на снимке сцена полна тонкого психологизма, подчеркнутого диагональным построением кадра. В 1928 г. фотография публиковалась под более литературным названием «Как же так, гражданин фининспектор?», а в 1929 г., во втором номере «Советского фото», - под названием «У фининспектора». Она участвовала в знаковых ретроспективных выставках А.Шайхета, ее оттиски хранятся в коллекциях крупнейших музеев.

Из собственноручного комментария А.Шайхета на обороте нашего экземпляра мы узнаем точное время, имя и сферу деятельности главного героя снимка и обстоятельства съемки. За спиной фининспектора стоит табличка о днях приема чиновника - «Прием по понедельникам и пятницам». Фигура фининспектора в это время становится знаковой. Не случайно именно она была центральной в "Разговоре с фининспектором о поэзии" В.Маяковского, вышедшем в 1926 г. Обращают на себя внимание потертая и засаленная одежда шляпника Неймана Свердлова, его трость, что могло быть отчасти антуражем разыгрываемой перед фининспектором сцены. Можно с большой уверенностью предполагать, что старый и опытный коммерсант, владелец одного из центральных шляпных магазинов Москвы, находившегося на Кузнецком мосту, специально надел одежду, способную вызвать в неприклонном фининспекторе, очевидно, бывшем пролетарии, сострадание. Предприниматель не должен быть одет лучше рабочего. Но в реальности, очевидно, в годы НЭПа люди ностальгировали по царским временам и ценили красивые и качественные вещи, особенно, хозяева специализированных магазинов одежды.

На эту тему известен и другой снимок А.Шайхета. Если на представленном предприниматель Найман Свердлов довольно спокойно объясняет свою позицию фининспектору, который его слушает со сдержанным вниманием, то на снимке 1928 г. «Фининспектор у нэпманши» (опубликован в журнале «Огонек», в 1929 г. в журнале «Советское фото» публиковался под названием «Обследователь у лишенки») накал страстей и ледяной взгляд инспектора ярко свидетельствуют, как изменилось отношение властей к «бывшим». К середине 1920-х г.г. государство начинает активное вытеснение частника из торговли и производства. Для частных предприятий значительно увеличиваются налоги, а количество проверок измеряется десятками в год.

Аркадий Самойлович Шайхет (Абрам Шойхет; 1898-1959) - легендарный фотохудожник, мастер документальной и репортажной фотографии. Главные причины успеха Аркадия Шайхета - фанатичное отношение к работе, невероятная скрупулезность, умение выхватить самую суть момента и выстроить идеальную композицию. Он старался снимать без прикрас, как мог, и именно поэтому так интересно сейчас смотреть его фотографии.

А.Шайхет начинал свой путь профессионального фотографа в 1922-1924 г.г. ретушером в частной фотографии «Рембрандт» в Москве. Стать фоторепортером ему посоветовал журналист и руководитель РОСТа Дмитрий Бразуль, увидевший художественный талант молодого человека. Так А.Шайхет занялся репортажной фотографией. В 1924 г. он начал использовать диагональное построение кадра, ставшее его визитной карточкой в работах. Среди его самых известных фото - снимок «Лампочка Ильича», входивший в советские школьные учебники.

А.С.Шайхет как фотограф сотрудничал в журналах «Московский пролетарий», «Советское фото», «Огонек», «СССР на стройке» и др. Ему доверяли самые важные репортажи. Он снимал лидеров государства, маршалов, коллективизацию, индустриализацию и самые актуальные общественные процессы и события. Так, в апреле 1934 г. он снимал встречу челюскинцев для газеты «Правда». Во время Великой Отечественной войны важной частью фронтовой хроники стали его снимки с передовой во время битв под Москвой, за Сталинград, на Курской дуге, во время взятия Берлина и др. Фотохудожник участвовал в боях, был награжден боевым орденом Красного Знамени и другими наградами.

Уже в 1928 г. он участвовал в грандиозной всесоюзной фотовыставке «Советская фотография за 10 лет», а затем - во многих других всесоюзных и международных выставках на Западе. Летом 1935 г. А.Шайхет вошел в число 23 участников выставки «Мастера советского фотоискусства». В экспозиции было представлено около двадцати его фотографий.