Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Надеждин Н.И. Геродотова Скифия, объясненная чрез сличение с местностями. Одесса, 1842. Отдельный оттиск, малотиражное издание. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость. Экземпляр П.Кеппена, подаренный автором.

Автор: Надеждин Н.И.
Год издания: 1842


[Надеждин Н.И.]. Геродотова Скифия, объясненная чрез сличение с местностями. Одесса, в Городской типографии, 1842. [4], 1-110, 113-114 с. 29 х 22,8 см. Отдельный оттиск из Записок Одесского общества любителей истории и древностей, т. 1 за 1844 г. с автографом основателя РГО академика П.Кеппена. Отдельные оттиски, как правило, имели тиражи около 100 экземпляров. Текст частично параллельный на греческом и русском языках. В современном полукожаном переплете, стилизованном под переплеты первой половины XIX века. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Опечатка в фолиации (с. 113 после с. 110), профессиональная реставрация обложки и нескольких страниц по краям. На внутренней стороне передней обложки владельческая надпись - автограф П.Кеппена орешковыми чернилами: «Получено отъ сочинителя (Ник. Ив. Надеждина) 23 Окт. 1843 П.Кеппенъ». На задней обложке наклейка-ярлык знаменитого книжного магазина: «Книжная торговля В.И.Клочкова. С.Петербург, Литейный пр. № 55». Редкость.

Библиография: Международная книга, 19-422, 51-428, 78-417.

Экземпляр был подарен автором известному историку, географу, этнографу и статистику Пётру Иванович Кеппену (1793 — 1864). П.И.Кеппен был членом знаменитого Румянцевского научного кружка и одним из создателей Русского географического общества, учрежденного в 1845 г., где возглавил отделение статистики. Ученый окончил Харьковский университет, докторскую степень по философии получил в Тюбингенском университете. В 1827 г. издал Фрейзингенские отрывки – древнейший текст на славянском языке, записанный латиницей. В 1829-1834 гг. он проживал в Таврической губернии, занимался сбором материалов по истории и географии Крыма. Исследователь собрал старые названия городов и населенных мест полуострова, работу о которых опубликовал в 1837 г. в «Крымском сборнике». Трудясь в Императорской Академии наук, он служил параллельно в Министерстве государственных имуществ. В 1839 г. П.И.Кеппен был избран академиком Петербургской академии наук. В 1851 г. Петр Иванович составил Этнографическую карту Европы, за которую получил от РГО премию Жуковского и Константиновскую медаль. С 1852 г. почти постоянно живет в Крыму. П.И.Кеппен и Н.И.Надеждин принадлежали к высшему кругу русских ученых, разделяли одни и те же взгляды и имели общие научные интересы.

Автор труда совершил незамеченный большинством исследователей переворот в отношении к скифской части Истории Геродота благодаря сопоставлению географических сведений, данных отцом истории, с реальным географическим ландшафтом Северного Причерноморья и Крыма. Н.И.Надеждин уделял географии в истории особое место, чем значительно опередил свое время. Он считал человека продуктом ландшафта, климата, сопротивления диктату природы, а в земле искал отражения деятельности человека. Исследователь предложил интерпретацию сведений Геродота на новом научном уровне. Его работа стала одной из основополагающих для изучения нового направления, связанного с историей скифов. Исходя из текста, он утверждал, что уже во времена Геродота осуществлялись торговые связи Балтики и Средиземноморья через Черное море, Днепр и другие восточноевропейские реки, то есть формировался путь, получивший позднее название «из варяг в греки». Российский историк был одним из первых исследователей географии в текстах Геродота, а также древнейшего дописьменного периода истории славян и их соседей. Ряд его гипотез и выводов были приняты и активно развивались учеными ХХ века, хотя работа эта, видимо, была известна лишь очень узкому кругу современников из-за выхода ее в далекой Одессе и малого тиража.

В эпоху романтизма в науке центральную роль начинает играть критический метод, стремление проверки научных гипотез экспериментами, а определенных сведений - информацией разных источников. В Московском университете эта школа получила название «скептической». Действовала она под руководством академика и ректора Московского университета М.Т.Каченовского. Н.И.Надеждин являлся последователем этих взглядов. Они же побудили и создание представленной книги. В ней автор стремится проверить, насколько точно пространственные сведения отражены у Геродота и насколько это пространство изменилось за более чем 2000 лет. Античный историк первым из греков старался опытным путем проверить все мифы и рассказы о дальних странах. Но текст его часто остается для нас очень непонятен из-за позднейших искажений и ошибочных интерпретаций, затемнявших суть повествования.

Самой загадочной для ученых XVIII - начала XIX в.в. оставалась история Скифии. Геродот в эпоху античности глубже всех забирался на территории этой «варварской» страны и единственный описал ее столь детально и полно по собственным наблюдениям. После вхождения обширных территорий Северного Причерноморья в состав Российской империи Н.И.Надеждин смог начать проверку этих сведений. Ранее тексты Геродота часто подвергались нападкам кабинетных ученых. Скифии Геродот посвятил IV книгу своей Истории, озаглавленную «Мельпомена». Центральным сюжетом в ней является война скифов с персами, в которой скифы одержали победу над армией Дария I.

В настоящей работе дается параллельно греческий текст Геродота, посвященный географии Скифии с некоторыми сокращениями, и его русский перевод. Н.И.Надеждин отделяет в повествовании то, что древний историк видел сам, от того, что знал по рассказам. Русский ученый дает новые, основанные на сопоставлениях фактов, толкования понятий Геродота, остававшихся до того темными. Он сопоставляет данные древнегреческого языка и индоевропейской филологии, более поздних античных источников, ономастики, географии и археологии, которая в то время только зарождалась в этом регионе. Это позволяло по-новому интерпретировать информацию, о которой Геродот умалчивал или касался лишь вскользь. Н.И.Надеждину удается более или менее достоверно привязать упомянутые Геродотом названия к конкретным местам на карте. В объемных примечаниях исследователь дал собственные географические наблюдения и ссылки на изыскания европейских предшественников.

Николай Иванович Надеждин (1804-1856) - профессор изящных искусств и археологии Московского университета, этнограф, знаток раскола церкви и ее истории, философ, журналист, литературный критик. Действительный статский советник, член Русского географического общества, заведовал его этнографическим отделением. Родился в семье сельского священника. Окончил Рязанскую духовную семинарию (1820) и Московскую духовную академию (1824) со степенью магистра. Был профессором словесности и немецкого языка в Духовной семинарии, но 1826 г. вышел из духовного звания и уехал в Москву. Этот факт для своего времени почти не имел прецедентов. В Москве он познакомился с редактором «Вестника Европы» и профессором Московского университета М.Т.Каченовским. В 1830 г. Н.И.Надеждин защитил в Московском университете диссертацию на степень доктора и стал ординарным профессором Московского университета. С 1831 г. он издавал журнал «Телескоп». В 1836 г. за публикацию «Философических писем» П.Я.Чаадаева, потрясших русское общество, издание было закрыто, а Н.И.Надеждина сослали в Усть-Сысольск и Вологду. Но благодаря заступничеству попечителя Одесского учебного округа Д.М.Княжевича опальный профессор был освобожден и переехал в Одессу. В 1838 г. он служит в Министерстве внутренних дел чиновником по особым поручениям, а с 1843 г. редактирует «Журнал Министерства Внутренних дел» и консультирует министра Л.А.Перовского по религиозно-бытовым и историческим вопросам.

Благодаря своему разностороннему жизненному опыту и колоссальной эрудиции, Н.И.Надеждин стал зачинателем ряда новых направлений в науке. Например, в Одессе он стал одним из основателей Одесского общества любителей истории и древностей, главной целью которого было изучение местной истории - истории Северного Причерноморья. Ученый соединял разные области знаний в новые научные направления (например, историю с географией, историю с религией), одним из первых он обратился к этно-конфессиональной истории славян и проблеме раскола церкви.