Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Нагель А.П. Ежегодник Автомобилизма и Воздухоплавания. Спб., 1912. В издательском переплете и в современном хужожественном футляре. Очень хорошая сохранность. Большая редкость.

Автор: Нагель А.П.
Год издания: 1912


Нагель А.П. Ежегодник Автомобилизма и Воздухоплавания. Спб., типография Ф.Н.Альтшулера 1912. [4], VIII, 336, [2], 34, 167 с., с илл.; 3 л. рекламы. 23,2 х 15,7 см. Титульный лист на русском и французском языках. В издательском переплете и в современном художественном футляре. Сохранена закладка-ляссе с картонной фигурной рекламой электрических лампочек фирмы «Osram». Очень хорошая сохранность. Большая редкость, экземпляры отсутствуют в крупнейших российских библиотеках.

«Ежегодник автомобилизма и воздухоплавания» выходил с 1910 по 1912 г.г. В нем публиковалось все, что относилось в России и Европе к увлечению автомобилями и авиацией. Ежегодник имел два отраслевых отдела, в которых вся информация была структурирована по алфавиту. С учетом моды того времени на скоростные виды спорта в ежегоднике представлена как техническая сторона дела - модели автомобилей, мотоциклов, самолетов, моторов и узлов, так и разносторонняя информация о мероприятиях, обществах авто- и авиалюбителей, гонщиках, соревнованиях и автопробегах.

Оба вида спорта в России притягивали к себе внимание членов царской семьи и русской аристократии, военное командование и офицерство, представителей знаменитых купеческих родов, ученых и инженеров. Издание богато иллюстрировано репродукциями фотографий и погружает читателя в стремительно менявшийся мир автомобилизма и авиаспорта. А жизнь в этой сфере тогда кипела. Так, автор и издатель настоящего ежегодника А.П.Нагель с 1910 г. участвовал в соревнованиях и автопробегах на отечественном автомобиле «Руссо-Балт». В августе-сентябре 1912 г., в год издания представленного ежегодника, А.П.Нагель и его сотрудник В.Михайлов совместно участвовали в ралли Сан-Себастьян, завоевав «Кубок выносливости» и приз. А.П.Нагель одним из первых в истории отечественного спорта удостоился за свои победы не только спортивных наград, но и государственной - ордена св. Анны третьей степени. Награду за ралли в Монако он принял из рук императора. Экземпляры ежегодника за 1912 г. не представлены в собраниях Российской государственной и Российской национальной библиотек, что позволяет говорить о большой редкости издания.

Андрей Платонович Нагель (1877-1956) - самый известный дореволюционный автомобильный журналист и автогонщик России, «дедушка русского автомобилизма». Редактор-издатель авторитетнейшего журнала «Автомобиль», победитель множества российских и международных состязаний. Его дедом был Андрей Александрович Краевский, издававший журнал «Отечественные записки», где печатались произведения М.Лермонтова, В.Белинского, Н.Некрасова и других классиков отечественной литературы. Кроме того, А.А.Краевский выпускал и весьма успешную газету «Голос».

С юности А.П.Нагель занимался верховой ездой и велоспортом. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Как журналист, А.П.Нагель начинал свою карьеру с работы во французском журнале «L’Auto», затем открыл собственный журнал - «Спорт». Уже здесь в конце XIX века появлялись первые заметки о мотоциклетных и автомобильных состязаниях, проводившихся в России. В октябре 1898 г. А.П.Нагель был в числе зрителей «Первой зимней гонки моторов», а вскоре приобрел трицикл марки «Старлей», на котором весной 1900 г. принял участие в гонке Луга-Петербург.

В 1900 г. А.П.Нагель посетил Париж, который в то время считался столицей мирового автомобилизма. Здесь он старался больше узнать как о конструкции самих автомобилей, так и об особенностях их эксплуатации и организации движения в городских условиях. В Париже он встретил огромное количество изданий, посвященных автомобильному делу.

В 1901 г. А.П.Нагель занялся организацией специального издания, посвященного автомобилизму. Первый его журнал назывался «Автомобиль», выходил с 1902 до 1917 г. и стал основным периодическим изданием для автомобилистов. Его главная цель заключалась в пропаганде автомобиля как средства передвижения. Журнал очень быстро приобрел собственный стиль и освещал все важное, происходившее в сфере автомобилизма в мире.

Вокруг журнала объединились Санкт-Петербургский Автомобиль-клуб и Императорское Российское автомобильное общество, в правления которых А.П.Нагель неизменно входил. Со временем он стал издавать журналы «Двигатель», «Аэро», «Аэро и автомобильная жизнь», объединив в своих руках две основные темы - скорость и промышленность на службе у индивидуальной свободы передвижений. А.П.Нагель входил в число организаторов первых российских автосалонов и соревнований. С 1908 г. он устраивал собственные путешествия из С.-Петербурга по Европе на автомобиле. Главные пункты - Париж, Венеция, Рим. В 1913 г. А.П.Нагель с товарищами впервые в истории автоспорта совершил пробег Европа-Африка. Он занимался и разведкой маршрутов пробегов на Императорский приз. Во время Первой мировой войны А.П.Нагель в Военно-промышленном комитете курировал автомобильное направление. Эмигрировав в 1920 г. в Париж, А.П.Нагель продолжал освещать знаменитые автопробеги и ралли, а также новые марки автомобилей, представлявшиеся на Парижском и иных европейских автосалонах; кроме того, он был спортивным обозревателем.