Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Октай. [М.], 1913. Полуустав, знаменная нотация с пометами. На первых двух листах роскошная большая заставка, инициал и украшение на поле гуслицкого орнамента, отпечатаны на золоте. Переплет эпохи: доски в коже золотым тиснением. Отличная сохранность.

Автор: Без автора.
Год издания: 1913


Октай. [М.], Типография Штаба Московскаго Военнаго Округа, 1913. Лл.: 91, 1 нн. = 92 лл. 36,5 x 24,4 см. Полуустав, знаменная нотация с пометами. Печать в две краски. На первых двух листах роскошная большая заставка, инициал и украшение на поле гуслицкого орнамента, отпечатаны на золоте; в тексте заставки, концовки, инициалы старопечатного стиля меньшего размера без красок. Первая страница в рамке из наборных украшений. Украшения выполнены в техниках хромолитографии и ксилографии. Издание напечатано с рукописи, выполненной в Гуслицах. Переплет эпохи: доски в коже золотым и блинтовым тиснением на крышках и корешке в стиле переплетов Московского печатного двора середины XVII в. Спеньки и застежки желтого металла. Тройной тонированный обрез. Отличная сохранность. На обороте верхнего припереплетного листа владельческая запись поздним полууставом чернилами и красной краской: «Сия книга, глаголемая, певчий Октай принадлежитъ Георгию Евдокимовичу Скудареву деревни Печуриной». Книга представляет один из лучших образцов старообрядческой книжной традиции.

Экземпляр принадлежал крестьянину-старообрядцу деревни Печурино, входившей в круг старообрядческих поселений Егорьевского уезда, расположенных по берегам реки Гуслицы и тяготевших к одноименному старообрядческому центру Белокриницкого согласия Московской губернии. Гуслицкие старообрядцы-поповцы были связаны с крупнейшим старообрядческим центром на Рогожском кладбище в Москве. Печурино располагается рядом с селом Ильинским на юге Орехово-Зуевского района.

Роскошная большая заставка, инициал и рамка на поле с растительным и животным орнаментом отпечатаны в несколько красок (твореным золотом, черной, красной, зеленой и желтый) в технике хромолитографии. Гуслицкий стиль орнамента и декоративное письмо в старообрядческих рукописях XVIII-XIX вв. достигли высочайшего художественного уровня. В заставках тонко изображена растительность, с большим вкусом даны геометрические узоры. Сочетание красок отличается изяществом. В начале ХХ в. лучшие образцы этих рукописных орнаментов воспроизводились в печатных изданиях певческих книг на крюковой ноте в старообрядческих типографиях.

Старообрядцы сохранили живую средневековую певческую традицию, ее местный вариант формировался с начала XVIII в. на Выгу путем усвоения традиций пения Соловецкого монастыря, кремлевского Успенского собора в Москве, а также основных древнерусских певческих центров. Старообрядцы освоили соловецкий, кирилловский, тихвинский, новгородский и псковский распевы. На протяжении первой половины XVIII в. староверы целенаправленно разыскивали и собирали по всей России древнерусские крюковые рукописи, копировали их и составляли сборники песнопений на основе списков разного времени.

Октай или Октоих содержит изменяемые песнопения подвижных дней седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого дня недели включает в себя песнопения вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для воскресных дней - дополнительно песнопения малой вечерни и полунощницы. Все песнопения одной седмицы исполняются на один и тот же глас. Из полных сводов певческих книг в ранней письменной традиции старообрядцев известны только Ирмосы и Октай. Именно эти две книги легли в основу подготовки певчего в древлеправославной традиции, которая дошла до наших дней.