Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Отчет Всероссийского Испытательного Автомобильного и Мотоциклетного Пробега 1923 года. М., 1924.; Отчет Всесоюзного Испытательного Автомобильного и Мотоциклетного Пробега 1925 г. М., 1926. В современных переплетах. Редкость. С автографом М.Петрова.

Автор: Без автора
Год издания: 1924


Отчет Всероссийского Испытательного Автомобильного и Мотоциклетного Пробега 1923 года. Составлен и издан Комитетом Пробега. [М.]: Издательство Центрального К-та Професс. Союза Трансп. Рабочих СССР «Механический Транспорт», [1924]. [8], 190, [4] с.; с илл. в тексте и 6 илл. на отдельных листах. 34,7 х 24,7 см. Тираж 3000 экземпляров. Книга вышла под грифом: «Н.К.П.С. Центральное Управление Местного Транспорта. Автомобильный Отдел», отпечатана в типографии «Дер Эмес».

Отчет Всесоюзного Испытательного Автомобильного и Мотоциклетного Пробега 1925 г. Ленинград - Москва - Тифлис - Москва. Составлен и издан Комитетом Пробега. М., издание ЦУМТ НКПС, 1926. 212 с., с илл. 34,6 х 24,6 см. Тираж 1000 экземпляров. Книга вышла под грифом: «Комитет Всесоюзного Испытательного Автомобильного и Мотоциклетного Пробега 1925 г.», отпечатана в 5-й типографии «Транспечати» НКПС «Пролетарское Слово».

В двух современных полукожаных переплетах. Сохранены издательские обложки и три листа рекламы (в отчете за 1923 г.). Очень хорошая сохранность. В Отчете за 1923 г. профессиональная реставрация краев обложки и первых трех листов. Экземпляры участника автопробега 1923 г. инженера М.Н.Петрова, одного из призеров заезда. На титуле Отчета за 1923 г. его владельческая подпись-автограф простым карандашом: «Мих. Петров / 18/II <19>25 г.». К экземпляру приложено Удостоверение на бланке НКТ СССР от 30 мая 1928 г., подтверждающее службу М.Н.Петрова в Отделе внешних заказов Наркомата транспорта и его личную подпись, заверенное печатью и подписями руководителя и секретаря отдела. Экземпляры представляют историческую ценность. В хорошей сохранности - редкость, особенно редки экземпляры с сохранившейся рекламой автомобильных компаний и их продукции.

Настоящие издания представляют собой отчеты о двух первых масштабных автопробегах, проведенных в Советской России после Октябрьской революции. Книги принадлежали Михаилу Николаевичу Петрову - инженеру-автомеханику, сотруднику Наркомата транспорта СССР. В 1923 г. он участвовал в первом Всероссийском автопробеге на легковом 6-циллиндровом автомобиле «Стевер» под № 21 в третьей колонне. В Отчете за 1923 г. на с. 32, 35, 36, 64-70, 89 представлена информация о характере участия в пробеге, о победе М.Н.Петрова, внешнем виде приза, технических характеристиках его автомобиля. Представлена и полная информация о прохождении маршрута пробега. Так, в ходе пробега М.П.Петрову пять раз пришлось менять шины, но в остальном штрафных баллов ему не начислялось и он по итогу пробега набрал 24 очка, показал хорошую скорость, экономию горюче-смазочных материалов и т.д.. М.П.Петров получил переходящий приз имени Автопромторга за наилучшее техническое состояние автомобиля после пробега и выносливость при хорошей экономичности. Приз представлял собой бронзовую группу в виде кузнеца с молотом и наковальней.

В 1923 г. предприятие «Штевер» возобновило торговые отношения с Россией. Для участия в Первом Всероссийском автомобильном пробеге по маршруту Петроград-Москва-Петроград на пароходе из Штеттина в Петроградский порт прибыли пять новых 4-цилиндровых легковых машин Stoewer D3 8/24 PS и четыре 6-цилиндровых Stoewer D5 12/36 PS. Автомобилями управляли немецкие и русские шоферы, маршрут был пройден успешно, фирма взяла два приза, учрежденных «Автопромторгом». После этого начался в небольших объемах экспорт автомобилей Stoewer в Советскую Россию, но исключительно легковых моделей.

Традиция испытательных пробегов в России создавалась перед Первой мировой войной. Испытания пробегами проходили, в первую очередь, военные автомобили. Впервые они были организованы в 1911 и 1912 г.г. Начало возрождения российского автопрома после революции принято вести с 1923 г., когда был проведен Первый Всероссийский автомобильный пробег. К этому времени практически весь дореволюционный автопарк был уничтожен, в том числе и по причине неумелого обращения с техникой, отсутствия квалифицированных механиков. На заводах машины к началу состязания собирали из руин.

Автопробег был призван подготовить почву для зарождения массового автомобилизма. Его результаты позволили выявить лучшие марки и модели автомобилей, наиболее подходящие для эксплуатации на отечественных дорогах. Конструкции их были положены в основу создания собственных первых автомобилей. Пробегу придавалось исключительно большое значение. Об этом говорит и тот факт, что почетным председателем оргкомитета являлся Председатель ВЦИК М.И.Калинин, а почетными членами Комитета автопробега были высшие государственные и партийные лица, в том числе Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, А.И.Рыков, Л.Б.Каменев, Ф.Э.Дзержинский и др.

Начался автопробег 11 сентября 1923 г. с Красной площади от стен ГУМа. Маршрут лежал из Москвы через Клин в Тверь, далее через Торжок, Вышний Волочек, Валдай, Новгород, Петроград, Лугу,  Псков, Опочку, Невель, Витебск, Смоленск, Рославль, снова в Москву. Маршрут пробега составлял 1823 версты по сложнейшему российскому «бездорожью». Представители европейских и американских фирм-производителей понимали, что от того, как их техника и гонщики покажут себя в автопробеге, так и будет СССР покупать их автомобили и технологии.

Всего в пробеге участвовало более 100 машин. Из 50 легковых автомобилей нашу страну представляли 17. Были два новых «Руссо-Балта», остальные старые, неоднократно ремонтированные «Пирсарроу», «Гайнеслоком», «Стевер», «Локомобиль» и т.д. «Руссо-Балты» были собраны кустарным способом из деталей, произведенных еще до революции. Они оставались штучными автомобилями ручной работы. Был среди участников пробега и «Намикар», собранный молодыми энтузиастами-автоконструкторами из недавно созданного Научного автомоторного института. Вел эту машину заведующий производством НАМИ Д.К.Карельских.

В издании представлены правила пробега и условия участия, инструкция для судей. Даны образцы ведомостей, по которым учитывались характеристики автомобилей и их движения во время пробега. Дана исчерпывающая информация об участниках пробега, их автомобилях, составе жюри и наблюдателей. День за днем описан ход пробега. В тексте характеризуется состояние дороги, средняя скорость на ее участках, ремонт, заправка автомобилей, торжественные мероприятия встреч и проводов участников пробега.

Издание богато оформлено фотографиями. На них представлены организаторы пробега, жюри и контролеры, водители-участники, их автомобили, ситуации на дороге, торжества по поводу автопробега в разных городах. Особую ценность представляют технические данные каждого автомобиля, выявленные в ходе пробега.

Среди участников - представители всех стран, производивших автомобили. Автомобильные концерны США, Германии, Италии, Франции и других стран отправили на пробег новейшие образцы своей техники и лучших гонщиков. В автопробеге участвовали и гонщики мировой величины: лучший немецкий гонщик того времени Зайлер на «Мерседесе», итальянский заслуженный автомобилист Каньо. Чтобы иметь возможность показать свои автомобили в молодой рабоче-крестьянской республике, «Даймлер», «Бенц», «Опель», «Стевер» и другие автофирмы Европы отказались от ранее запланированного автопробега Берлин-Москва.

Чтобы обеспечить «чистоту эксперимента», на капоты и топливные баки поставили пломбы. В одном экипаже с гонщиками ехали контролеры, в задачу которых входило фиксировать расходы горючего, масел, любые поломки и неисправности.

Пробег получил огромный общественный резонанс. Ему было посвящено несколько специальных изданий и множество статей в прессе и журналах. И.Ильф и Е.Петров, когда писали своего «Золотого теленка», многие детали и зарисовки взяли из впечатлений от автопробега, отразившихся в публикациях. 

Пробег 1925 г. отличался значительно большей протяженностью маршрута, количеством участников и большим числом параметров оценки автомобилей. Все эти параметры скрупулезно отражены в таблицах Отчета, которые позволяют провести сравнение большинства существовавших в мире в 1920-е г.г. марок автомобилей.  В пробеге 1925 г. впервые участвовали мотоциклы БМВ (BMW).