Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Попов Е., протоиер. Общенародные чтения по православно-нравственному богословию. 2 части. Спб., 1901. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Попов Е.А.
Год издания: 1901


Попов Е., протоиер. Общенародныя чтения по православно-нравственному богословию. В порядке десяти заповедей божиих. В двух частях. Издание 2-е. Спб., издание И.Л.Тузова, 1901. 1064 с. 23,4 х 14,3 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. На титуле дореволюционный владельческий штамп.

В центре внимания книги - грех в его многоликости, каким его понимала православная церковь во времена Великих реформ. Е.А.Попов дает широкий обзор повседневных форм поведения, привычек и страстей жителей Российской империи, и в особенности - Пермской губернии, поскольку там проходило его пастырское служение. Он предлагает читателю на этом фоне развернутый корпус христианской морали. Тема греха тесно связана с миссионерской деятельностью о. Евгения среди крестьян, горожан и заключенных. Много работая в пермских деревнях и с людьми оттуда, священник хорошо знал традиционные стороны русского быта, которые описывает на многочисленных примерах. Книга была остро актуальна как для Перми, с традиционно распространенными в крае старообрядчеством, суевериями на всех уровнях сельской и городской жизни, с верой в колдовство и массой бытовых преступлений, так и для переломного пореформенного времени в России в целом. 

О.Евгений рассматривает грехи в связи с десятью заповедями. Богослов видит источник роста преступности в ослаблении религиозного чувства. Разбор грехов начинается именно с этого тематического узла: неверия в Бога или в бессмертие души, отрицания истинности частей Св. Писания или некоторых догматов. Автор сосредотачивается на актуальных для его аудитории фактах: утверждении в умах нигилизма, материализма, рационализма, мистицизма, экуменизма и других воззрений. Через разбор поведенческих норм он разъясняет различные аспекты смысла заповедей, подкрепляя свои жизненные наблюдения цитатами из Св. Писания.

Большое число повседневных поведенческих моделей не подпадало под уголовное законодательство пореформенного времени, но оставалось в сфере духовного воспитания, за которое отвечала церковь. Сюда, например, относились колдовство, спиритические сеансы, гадание, колядование на святки, наряжание в диковинные костюмы и надевание личин, нехристианское празднование пасхи, связанное с разгулом, пьянством и посещением балаганов, отправление языческих обрядов и т.д. Особенно развернутый текст посвящен волшебству, и это было связано как с традиционным авторитетом «колдунов» в крестьянской среде Пермского края и, в той или иной мере, всей России, так и с ростом популярности спиритизма в высших социальных слоях. Приводятся примеры о цыганских гаданиях, основанных на «сметливости» и обмане. Говорится о наведения порчи (заломах), ворожбе по Библии или Псалтыри с употреблением «суеверных молитв и заклинаний», использовании в качестве оберегов свитков «Сна Пресвятой Богородицы» и «отреченных» текстов, вере в приметы и сны, бытовом наделении икон многих святых силой против определенных недугов и несчастий, и т.д. Описываются в качестве грехов почитание тел, не прославленных в чине святых, поклонение местам, не утвержденным Церковью, использование неканонических икон и многое другое.

Большой интерес представляют поведенческие модели из экономической жизни - божба в торговле или нарушение обетов. Показаны трудовые практики пореформенной эпохи. Например, люди меньше стали ходить в церковь на воскресную службу. Купцы и фабриканты постепенно переносили на воскресное утро недельную оплату труда мастеровых, а мастера в этот день стали разносить заказы своим клиентам. В воскресенье и в праздники велась обычно и торговля на базарах. Что такое бесчестный и честный труд? Актерство, скоморошество, цирк рассматриваются в оппозиции к крестьянскому труду или услужению, высоко ценимым церковью. В то же время, новым веянием казалось пренебрежение, проявляемое детьми, к простому труду, и часто, в этой связи, к профессиям родителей.

О.Евгений касается и вопросов психологии греха и преступности, разбирает мотивы нарушителей религиозных и социальных норм. Он разбирает тонкие душевные состояния - например, отчаяние, вину, страх, вредные привычки. Автор стремится рационально объяснить запретность тех или иных моделей поведения. Несомненно, писатель излагает и собственный духовный опыт борьбы со страстями: самолюбием, гордыней, гневом, сребролюбием и др. Он дает практические советы о противостоянии табакокурению, страсти к алкоголю и азартным играм. Подобраны цитаты из Св. Писания, отвечающие на вопросы о борьбе с грехами. Рассмотрены традиционные наказания, предусмотренные Церковью за духовные и уголовные преступления.

Книга была нацелена на жизнь в условиях сильной общины, городской, или сельской, где был высоким авторитет старейшин, «добрых христиан», следивших за воспитанием молодежи. Если вооружить их средством выявления греховного и преступного поведения, считал автор, то можно улучшить моральное состояние общества.

Первое издание «Общенародных чтений» вышло в Перми в 1876 г. В течение пяти лет книга трижды переиздавалась, что свидетельствует о ее высокой востребованности. В 1901 г. новое издание вышло в Санкт-Петербурге в типографии И.Л.Тузова. Экземпляры его также активно использовались и зачитывались, а после Октябрьской революции уничтожались, поэтому в настоящее время книга в коллекционной сохранности достаточно редка.

Евгений Алексеевич Попов (1824-1888) - протоиерей, популярный писатель-богослов, проповедник. Из семьи священника г. Красноуфимска. В 1844 г. окончил Пермскую духовную семинарию, служил в сельском приходе Красноуфимского уезда и в г. Кунгуре, с 1853 г. - в Петропавловском соборе г. Перми. Долгое время был благочинным в Нытве, с 1887 г. священнодействовал в церкви при Пермской пересыльной тюрьме. Е.А.Попов собирал бытовой материал о жизни прихожан Пермского края, этнографические представления и поведенческие формы народного православия.

Отец Евгений оставил довольно обширное литературное наследие. Ему принадлежит история Пермской епархии с момента ее основания Стефаном Великопермским. Он описал пребывание в Перми и в Сибири выдающегося кодификатора российских законов М.М.Сперанского. Ряд проповеднических изданий Е.А.Попова посвящен духовной работе с заточенными в тюрьмах, в том числе «Молитвенник для заключенных». После торжеств по поводу 500-летия проповеди пермского святителя Стефана о. Евгений в начале 1880-х г.г. основал в г. Перми Просветительское общество св. Стефана Великопермского, преобразованное со временем в «Братство св. Стефана». При Обществе была открыта мемориальная часовня, действовал зал для религиозно-нравственных бесед.