Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Революционная Москва Третьему Конгрессу Коммунистического Интернационала. М., 1921. Экз. № 42 из меньшей части тиража, принадлежавший профессору ВХУТЕМАСа И.П.Павлову. В издательской тканевой папке и в современном футляре. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Павлов И.Н. и др.
Год издания: 1921


Революционная Москва Третьему Конгрессу Коммунистического Интернационала. М., издание Московского Совета, 1921. [5], 101 отдельных листов с илл.; 10, [2] с. 36,2 х 26,5 см. Одно из первых парадных иллюстрированных изданий Советской России, вышедшее в первые месяцы НЭПа ограниченным тиражом. Отпечатано в 1 Образцовой типографии на бумаге разных сортов, текст набран на бумаге верже. Экземпляр № 42 из меньшей части тиража, принадлежавший профессору факультета печатной графики ВХУТЕМАСа И.П.Павлову, организатору работы над изданием. Текст параллельно на русском и французском языках, текст оглавления - на четырех языках. Издание выполнено в техниках линогравюры, литографии, ксилографии, фотомеханики художниками Граффака ВХУТЕМАСа. В издательской цельнотканевой папке, орнаментированной в стилистике авангарда набойкой с революционной символикой. В современном художественном футляре. Отличная сохранность. Представляет художественную и историческую ценность. На л. [3] в форму о владении экземпляром вписано от руки чернилами: «Профессору Графпечфак Вхутемас’а Павлову» (делегат III Конгресса Интернационала). На оборотах ряда листов карандашом почерком И.Н.Павлова подписаны техники исполнения работ и имена авторов; на поле одного из листов даны предварительные вычисления бюджета издания. Редкость.

Настоящее издание было подготовлено художниками ВХУТЕМАС’а к открытию Третьего Конгресса Коминтерна, который проходил в Москве 22 июня - 12 июля 1921 г. В Конгрессе принимали участие 605 делегатов от 103 партий и организаций. 

В число создателей альбома входили лучшие художники-графики ВХУТЕМАС’а: проф. И.Н.Павлов, Н.Н.Нагорская, Е.И.Шестопалова, В.Д.Фалилеев, М.И.Артюхова (линогравюра), А.И.Усачов, С.Чехонин (ксилографии), А.Д.Гончаров, Н.П.Миронович, Н.С.Цикловский, М.А.Марков (хромолитография, офорт, цинкография). Издание было подготовлено по поручению Моссовета - высшего органа законодательной и исполнительной власти в советской столице. В это время председателем Моссовета был Лев Борисович Каменев, человек с высокими политическими амбициями. Он стремился подчеркнуть экстраординарное значение пролетариата Москвы в успехах революции.

В издании показана дореволюционная Москва, борьба пролетариата в двух русских революциях - 1905-1907 г.г. и 1917 г.: бои за Красную Пресню, баррикады на Долгоруковской улице, действия московских рабочих в период с февраля по октябрь 1917 г., роль Моссовета в годы Гражданской войны. В гравюрах мастеров книжной графики старые символы Романовской Москвы перекодируются в новые, большевистские, методами художественного авангарда. Сталкиваются образы старой каменной архитектуры и живой, пластичной народной массы, готовой все изменить. Новые ракурсы и техники ломают привычное восприятие обыденных вещей. Контраст старого и нового подчеркивается с помощью гротескных, динамичных пятен и линий, рубленых форм, фактуры материалов и лаконично-агрессивных цветов.

И.Н.Павлов, его коллеги и ученики сразу после 1917 г. начали работать над образами Старой и Новой Москвы, стараясь успеть запечатлеть черты уходящей эпохи и изменения, которые вносила новая действительность. Очень многие из городских памятников архитектуры, отраженные в альбоме, перестали существовать уже в 1930-е г.г. при реализации Генерального плана реконструкции столицы. Многие учреждения стали знаковыми для ранней советской эпохи. Целый ряд особняков и старых зданий был превращен в музеи: в бывшем Английском клубе открыт музей Старой Москвы, Музей быта появился в особняке графа Ф.Л.Соллогуба, в доме князя Н.С.Гагарина начало действовать Государственное книжное хранилище, и т.д.

Издание готовилось в очень тяжелое для Советской России время. В стране был голод, разрушено промышленное производство, инфраструктура, был кризис горюче-смазочных материалов. Только в апреле 1921 г. было принято болезненное решение начать курс Новой экономической политики для оздоровления экономики.

Способ издания настоящего альбома тоже очень ярко характеризует эпоху. Небольшой текст отпечатан на дорогой бумаге верже из старых дореволюционных запасов, а иллюстрации - на самой разной бумаге, которая оставалась на складах типографий. Интересно, что создатели издания применяют для определенной техники печати наиболее подходящую ей бумагу. Использованный запас красок также достаточно ограничен.

Работа была выполнена под руководством двух знаменитых художников-графиков - Ивана Николаевича Павлова (1872-1951) и Вадима Дмитриевича Фалилеева (1879-1950). Оба были учениками В.В.Матэ и стали знаковыми фигурами русской графики первой половины ХХ века, утвердив гравюру разных техник как самостоятельное искусство, равноправное с живописью. И.Н.Павлов - один из создателей советской школы гравюры, организатор и первый профессор факультета графики ВХУТЕМАСа, народный художник РСФСР (1943), лауреат Сталинской премии, академик Академии художеств (1947). Работал в техниках цветной ксилографии и линогравюры. В.Д.Фалилеев первым стал работать в технике гравюры на линолеуме, создав ряд блестящих произведений, которые продемонстрировали ее широкие изобразительные возможности.