Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Щапов А. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа. Спб., 1870. Одна из лучших научных книг своего времени, получившая высокую оценку В.О.Ключевского, не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Редкость.

Автор: Щапов А.П.
Год издания: 1870


Щапов А. Социально-педагогическия условия умственнаго развития русскаго народа. Спб., издание Н.П.Полякова, 1870. [4], IV, 332, [4] c. 20,9 х 13,6 см. Книга впоследствии не переиздавалась. Одна из лучших научных книг своего времени, получившая высокую оценку В.О.Ключевского и других историков. Отрывок из обширного исследования «Умственное развитие русского народа» (отдельно не издавалось). В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность. Профессиональная реставрация утраченного небольшого фрагмента правого верхнего угла титульного листа, где часто писали свои имена владельцы. На с. 255 владельческий штамп-экслибрис: «Егор Иванович Парамонов». Редкость.

Библиография: Н.Б. Русские книжные редкости. М., 1902, № 681; Международная книга, 58-854, 60-1753.

Экземпляр принадлежал видному педагогу, действительному статскому советнику, ректору Учительского института в Казани Егору Ивановичу Парамонову (1837-1914). Он происходил из семьи казанского купца II гильдии Ивана Кирсановича Парамонова. В 1860 г. окончил Казанский университет со степенью кандидата, работал в гимназии Томска учителем географии. С 1869 г. был инспектором народных училищ в Пермской губернии, с 1871 г. - директором Самарской учительской семинарии. Являлся основателем и первым директором Казанского Учительского института, на котором висит в честь него памятная доска. Этот пост он занимал в течение двадцати лет (1876-1896) и много сделал для развития института, собрав в нем команду прекрасных преподавателей. Был награжден орденами св. Владимира 4-й и 3-й степеней, св. Анны 2-й степени, св. Станислава 1-й степени. В 1892 г. получил потомственное дворянство.

А.П.Щапов имел сильный и оригинальный талант, делавший его и уникальным ученым, и блестящим лектором. Новизна и нестандартность научной мысли у исследователя сочетались с яркой эмоциональностью. Вокруг тридцатилетнего профессора Казанского университета собиралось множество студентов, первая его лекция на кафедре в 1860 г. имела ошеломительный успех. С 1864 г. центром научных интересов А.П.Щапова стала проблема взаимоотношений общества и природы. Эта проблема является также и стержнем книги «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа».

Критик журнала «Дело», писавший рецензию на книгу в 1870 г., нелестно отзываясь об уровне российской исторической науки второй половины 1860-х г.г., так говорил об исследовании А.П.Щапова: «… единственная хорошая монография из всех исторических сочинений, изданных в последние четыре года». Исследование А.П.Щапова очень актуально в наше время и необычайно интересно. Автор отразил в нем существенные стороны русского национального характера, влиявшего на нашу историю, на восприятие науки, образования, адаптацию европейских научных знаний к национальным нуждам, технический прогресс, развитие когнитивных способностей народа. Ученый фиксирует у русских людей в первые сто лет после Петровских реформ, а часто и потом, пассивность, инертность, роль моды в принятии западных научных концепций, оглядку на государство, отсутствие независимого общественного мнения. Все это веками тормозило развитие науки и образования в России, выводя страну на далекую периферию научного процесса.

А.П.Щапов на обширном историческом материале преимущественно XVIII - первой половины XIX в.в. изучил условия умственной культуры русского народа и показал, куда направляются лучшие стремления общества в сфере развития образования, что было сделано и чего можно ждать. Автор развертывает достаточно полную картину умственного развития России и отношения к наукам в разные эпохи. Если крестьяне, мещане, купечество по своей природе и сфере деятельности были нацелены на практически-прикладное изучение науки, то государство долго вообще ограничивало доступ к образованию третьего сословия и особенно тормозило свободный доступ к новейшим научным знаниям. Автор показывает, какой ущерб наносит государственная опека самостоятельности и свободе мысли, а цензура - науке и литературе; исследует социальный фактор образования, показывая, что крепостное право лишало значительную часть крестьянства возможности получать образование и сдерживало умственные силы образованного класса помещиков. Автор рассматривает разные условия роста образованности и проникновения наук в русское общество: географический, экономический, социальный факторы.  

А.П.Щапов делает два вывода, говоря о потребностях дальнейшего развития русского общества. Вековая косность нашей мысли зависела от недостатка обобщения и критического анализа, поэтому «нам … нужно возбудить в себе дух рационального исследования». Главное во всем - искра сомнения и научной критики. «Редко кто способен всю жизнь сомневаться, сознавать и исправлять свои ошибки и заблуждения, неутомимо работать критическою мыслью и с полною философскою свободою разума доискиваться истины». Нам необходимо естествознание, как средство ближайшего знакомства с природой, которую «мы расхищали так нерасчетливо и неразумно». Естествознание и вообще реальные науки должны ввести нас в сознательное отношение к экономическим силам нашей земли и научить нас, как ими пользоваться и развивать их.

Афанасий Прокопьевич Щапов (1831-1876) - российский историк и этнограф, сторонник социо-естественного подхода в изучении истории России, идеолог «областничества», один из первых историков старообрядчества, пионер исследований по социальной антропологии, исторической психологии и истории ментальности. Происходил из бедной семьи сельского дьячка из Сибири, за успехи в учебе был направлен в Казанскую духовную академию. С 1856 г. А.П.Щапов читал в Академии лекции по истории русской церкви. В 1860 г. он стал профессором на кафедре русской истории, но в следующем году был уволен за поддержку выступления студентов по поводу подавления крестьянских волнений в селе Бездна. По пути в С.-Петербург был арестован, после чего написал два письма Александру II с программой реформ. По решению Синода он должен был отбывать ссылку в Соловецком монастыре, однако благодаря заступничеству широких кругов интеллигенции это наказание было отменено. А.П.Щапов поступил на работу в Министерство внутренних дел чиновником по раскольничьим делам. Вскоре он уволился со службы и стал профессиональным литератором. Пребывал под полицейским надзором, а в 1864 г. был выслан в Сибирь. Летом 1865 г. А.Щапов был арестован по делу «Общества независимости Сибири», доставлен в Омскую тюрьму и освобожден от ответственности лишь в феврале 1868 г. В Иркутске вступил в Сибирский отдел Императорского Русского географического общества, участвовал в качестве этнографа в экспедициях в Туруханский край (1866), в Верхоленский и Балаганский округа Иркутской губернии (1874).