Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Серова В.C. Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович: Воспоминания. Спб., 1914. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Золотой обрез. Отличная сохранность.

Автор: Серова В.С.
Год издания: 1914


Серова В.С. Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович: Воспоминания. С приложением избранных статей А.Н.Серова и десяти иллюстраций. Спб.: Шиповник, 1914. [2], 376, [4] с.; 10 л. илл. 24,9 x 18,5 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Золотой обрез. Отличная сохранность.

Библиография: Международная книга: 59-663, 72-716.


Валентина Семеновна Серова - первая в России женщина-композитор и музыкальный критик. Издавала вместе с мужем, А.Н.Серовым, журнал «Музыка и Театр». Публиковала много статей в разных периодических изданиях («Северный Вестник», «Русская музыкальная газета» и др.). Выступила в качестве автора нескольких опер («Уриэль Акоста», «Илья Муромец» и др.). В.С.Серова тридцать лет посвятила просветительской деятельности среди простого народа, организуя крестьянские «консерватории» и хоровые дома. Окончила Петербургскую консерваторию по классу фортепиано у А.Г.Рубинштейна. В.С.Серова стала автором свыше шестидесяти публицистических работ, мемуаров о муже и сыне, воспоминаний о композиторах и художниках.

Александр Николаевич Серов (1820-1871) - композитор и критик. Окончил училище правоведения в 1840 г., однако его постоянно отвлекала от службы любовь к музыке. Выйдя в отставку, он посвятил себя исключительно музыкальным занятиям. В начале 1840-х г.г. он стал писать небольшие пьесы, а затем написал серьезные произведения, оперы «Юдифь» и «Рогнеда». Сочинял фантазии для оркестра, перекладывал на хор народные песни, писал духовные сочинения, романсы. А.Н.Серов пользовался известностью как яркий музыкальный критик. Его сын, Валентин Александрович Серов (1865-1911) - выдающийся живописец и график, член кружка «Мир искусства». Его картины вошли в Золотой фонд отечественной живописи. В 1874-1882 г.г. брал частные уроки у И.Е.Репина, в 1880-1885 г.г. посещал занятия в Академии художеств. Период становления В.А.Серова как художника прошел в удивительной атмосфере подмосковного имения Абрамцево, владельцем которого был тонкий ценитель искусства, меценат С.И.Мамонтов. Здесь подолгу жили и работали лучшие живописцы эпохи, среди них - В.Д.Поленов, В.М.Васнецов и другие передвижники. Друзьями В.А.Серова были молодые талантливые художники К.А.Коровин, М.А.Врубель, И.С.Остроухов, М.В.Нестеров. В Абрамцеве появились первые зрелые работы живописца. Именно здесь В.А.Серов создал свои знаменитые «Девочку с персиками» и «Девушку, освещенную солнцем». Молодой художник испытал значительное влияние французского импрессионизма, но нашел свой собственный неповторимый стиль. Особой стороной творчества В.А.Серова была «деревенская» тематика: «Заросший пруд. Домотканово», «Зимой», «В деревне. Баба с лошадью». В.А.Серов известен и как блестящий мастер светского и придворного портрета. Им созданы полотна «Великий князь Павел Александрович», «Граф Ф.Ф.Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», портрет императора Николая II. В.А.Серов был автором иллюстраций для ряда изданий, ставших знаковыми в полиграфическом искусстве своего времени, так, его рисунки украсили страницы «Царской охоты» Н.И.Кутепова.

В книге о своей семье В.С.Серова описывает праздники и будни совместной жизни. Ко времени выхода в свет мемуаров их главных «героев», мужа и сына В.Серовой, уже не было на свете. Писательница познакомилась со своим будущим мужем, когда он потряс публику своей оперой «Юдифь», имевшей глубочайшее воздействие и на саму мемуаристку. В то время А.Н.Серов был самой интересной личностью в области искусства. Его выделяли острый язык и эксцентричное поведение - однажды на концерте композитор не постеснялся швырнуть подушкой в дирижера прямо в присутствии государя за то, что тот, на его взгляд, плохо дирижировал. При встрече А.Н.Серов отговаривал свою будущую жену от занятий таким «неженским делом», как музыка.

Воспоминания В.С.Серовой написаны в чрезвычайно живой манере. Она с юмором характеризует своего мужа, дословно приводит многие интересные беседы с ним, многие из которых были посвящены музыке. Серов-старший выступает в мемуарах в разных лицах - как чудаковатый и экспансивный критик, как личный «педагог» своей супруги, как жених, вызвавший искренний ужас родителей невесты, и как отец семейства. В.С.Серова образно замечала: когда Александр Николаевич делал ей предложение, «посаженным отцом» выступил И.С.Бах, фугу которого будущие супруги совместно исполнили по такому торжественному случаю. Большое место в издании отведено публикации наиболее важных критических статей А.Н.Серова. Среди них статьи о М.И.Глинке, А.С.Даргомыжском, Гекторе Берлиозе, Ф.Листе, Р.Вагнере. Жизнь А.Н.Серова оборвалась, когда он исполнял один из нотных примеров. В.С.Серова описала все самые интересные и важные эпизоды своей жизни с мужем, их праздники и несчастья, увлечения и путешествия, музыкальные достижения.

Мемуары Валентины Серовой заканчиваются рассказом о трагической кончине сына. Она делает обзор творческого пути выдающегося художника, повествует о его взрослении и становлении как личности и живописца. Много интересных эпизодов посвящено годам учебы в Академии, общению с Репиным, жизни в Абрамцево. Книга чрезвычайно важна для понимания путей становления самобытного стиля выдающегося мастера.