Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Схема строя воздушного парада 1 мая 1941 г. М., 1941. Ведомственное издание, в продажу не поступало. В иллюстрированном издательском переплете и в современном художественном футляре. Хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Гильвег В.К.
Год издания: 1941


Схема строя воздушного парада 1 мая 1941 г. [М., 1941]. Типографская печать. 11 раскладных листов схем. 8,2 х 16,7 см. Ведомственное издание, в продажу не поступало. В иллюстрированном издательском переплете и в современном художественном футляре. Хорошая сохранность. Экземпляр принадлежал генерал-лейтенанту П.В.Рычагову. На заднем форзаце простым карандашом запись: «Эта схема была выполнена Гильвегом В.К. во время его работы в должности техника-интенданта 2-го ранга в Главном управлении ВВС РККА в 1940-<19>41 г.г.» Редкость.

Владимир Карлович Гильвег (1906-1983) - военный, в 1941 г. занимал должность техника-интенданта 2-го ранга в Главном управлении ВВС, что соответствует званию лейтенанта. Происходил из семьи обрусевших немцев, приехавших в Россию не позднее второй половины XIX века. Его дед был ремесленником, но в России члены семьи стали государственными чиновниками, писателями и т.д. Его дядя Владимир Карлович был действительным статским советником и директором Мценской гимназии.

Воздушный парад на 1 мая 1941 г. - последний парад, проходивший перед Великой Отечественной войной в мирных условиях. В параде участвовали лучшие военные пилоты страны. В издании публикуется схема, передающая последовательность пролета эскадрилий над Красной площадью. Схема содержит сведения о количестве самолетов, участвовавших в воздушном параде, и их построении. Указаны звания и фамилии летчиков, возглавлявших каждую группу самолетов. Командовал парадом генерал-лейтенант авиации П.И.Пумпур. Главным штурманом был генерал-майор Б.В.Стерлигов. В параде участвовало 362 военных самолета разных типов, среди прочего - новые самолеты, находившиеся в стадии испытаний. После удачного прохождения парада они обычно запускались в серийное производство.

Петр Иванович Пумпур (1900-1942) - советский военачальник, участник Гражданской войны в Испании, командир истребительной группы Мадридского фронта, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации. С июля 1921 г. - авиамоторист Управления Комендатуры Центрального аэродрома в Москве. В 1921-1924 г.г. учился в Егорьевской военно-теоретической школе летчиков и 2-й Борисоглебской школе летчиков. В 1929 г. окончил Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания, а также курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е.Жуковского. В воздушных боях над Мадридом сбил лично пять самолетов. В июле 1937 г. за выполнение правительственного спецзадания получил звание Героя Советского Союза. С декабря 1940 года - командующий ВВС Московского военного округа.

Постановлением СНК СССР в июне 1940 г. П.И.Пумпуру было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант авиации». 15 мая 1941 г. немецкий военно-транспортный самолет «Юнкерс-52» беспрепятственно перелетел по маршруту Кенигсберг-Белосток-Минск-Смоленск-Москва и приземлился в районе стадиона «Динамо». Вскоре после этого инцидента генерал-лейтенант П.И.Пумпур был арестован по обвинению в участии в военном заговоре. НКВД готовил «процесс Героев», по которому проходило 40 генералов, из которых восемь были Героями Советского Союза. Под пытками П.И.Пумпур признал свою вину в военном заговоре, но на суде отказался от признания. Расстрелян. Среди обвиняемых были также Бергольц, Рычагов, Алексеев, Ионов и др.

Борис Васильевич Стерлигов (1901-1971) - один из старейших и наиболее опытных советских авиационных штурманов, первый флагманский (главный) штурман ВВС СССР (1933-1947). В 1929 г. совершил авиаперелет Москва - Нью-Йорк. В 1939 г. возглавил 85-й бомбардировочный полк особого назначения, совершавший полеты вслепую во время Финской войны, вел отряд бомбардировщиков для атаки Берлина 22 августа 1941 г. В 1942 г. он разработал аэронавигационные воздушные трассы, по которым военная авиация по лендлизу доставлялась из США в СССР.

Серафим Александрович Пестов (1905-1966) - советский военачальник, в годы Великой Отечественной войны был на командных должностях в ПВО страны. В 1928 г. окончил 1-ю военную школу летчиков им. А.Ф.Мясникова, в которой был оставлен летчиком-инструктором, был автором учебников по практической аэродинамике и методике пилотирования учебно-тренировочных самолетов. В марте 1940 г. после окончания командного факультета Военно-воздушной академии РККА им. профессора Н.Е.Жуковского назначен командиром 95-го легкобомбардировочного авиационного полка. Во время воздушного парада в мае 1941 г. вел эскадрильи бомбардировщиков, следовавшие за первым звеном П.И.Пумпура и Б.В.Стерлигова.  С 1943 г. генерал-майор, командующий авиационными группировками ряда фронтов. С 1948 г. командующий истребительной авиацией ПВО страны.

Эскадрильи новых истребителей Як-1 вел капитан К.Н.Титенков (1911-1941), летчик-ас, Герой Советского Союза. В первые месяцы Великой Отечественной войны лично сбил четыре самолета противника, включая флагманский бомбардировщик, ведший группу самолетов бомбить Москву. Погиб во время воздушного боя над Москвой 10 октября 1941 г.