Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Службы, житие и чудеса Николая Чудотворца. - (Львовская типография, 7299). - [Клинцы: Типография Федора Карташева, 1791]. Переплет второй половины XIX - начала ХХ в.в. Доски в коже со сплошным золотым и блинтовым тиснением. Отличная сохранность. Редка.

Автор: Симеон Метафраст
Год издания: 1791


Службы, житие и чудеса Николая Чудотворца. - (Львовская типография, 7299). - [Клинцы: Типография Федора Карташева, 1791]. - 4° (201 х 155 см). Л.: 1–251, [1] = 252 л. Набор: 15 строк с колонтитулом. Шрифт: 10 строк = 87 мм. Сигнатуры: А(8) - Ы(8), Ь(4). Бумага: 1785, 1789, 1790.  Орнамент: заставок 5 с 2 досок. Печать в две краски. Сигнатуры в центре нижнего поля первого и третьего листа тетради по принципу: А, А2; фолиация листов в правом нижнем углу кириллическими цифрами. В коллекционной сохранности редка.

Отличная сохранность. Небольшие надрывы нескольких листов вдоль полей, загрязнения нижних правых углов. Экземпляры издания конфисковывались и уничтожались, поскольку старообрядцы подвергались до 1905 г. гонениям, а их издательская деятельность большую часть времени находилась под запретом.

Переплет второй половины XIX - начала ХХ в.в. Доски в коже со сплошным золотым и блинтовым тиснением, выполненным прокатками, дорожником и басмами. На крышках и корешке: фигурный крестообразный средник в круге, над и под средником оттиснуто в картушах: «кн<и>га гл<аголе>ма"». Припереплетные листы I-III, IV-VI и листы обклейки крышек из невержированной бумаги второй половины XIX - начала ХХ в.в. Застежки и спеньки желтого металла с глазковым орнаментом. Золото на тиснении в некоторых местах угасло и осыпалось, трещины и утрата фрагментов поверхностного слоя кожи на корешке.

Старообрядческое переиздание книги, отпечатанной на Московском Печатном дворе в 1641 г. Выходные сведения на л. [1]: «Ныне же съ переводу печатаннои // в лето, 7149-е, в ц<а>рьствующемъ // граде москве. Типом издана // в тvпографии львовской //  въ лето 7299». Издание имеет ложный выход (вместо Клинцов - Львов), поскольку старообрядцам было запрещено распространять свою идеологию и печатать книги.

Библиография: Запаско, Исаевич, 3584; Вознесенский, 12; Емельянова, 201.

В  приграничных с Россией областях староверы создавали собственные типографии или находили, например, униатские или католические, заключали с ними соглашения и печатали свои книги. Город Клинцы, на границе Новгород-Северского наместничества, входил в состав Ветковско-Стародубского старообрядческого куста поселений. Здесь в начале 1780-х г.г. возникли старообрядческие типографии. В это время Клинцы - почти единственный активный издательский центр старообрядчества. Инициатором печатного дела был купец Василий Яковлевич Железняков, обучавшийся типографскому ремеслу в Почаеве. Он привлек к работе своего отца Якова Климентьевича Железнякова и собрата по купеческому цеху Дмитрия Степановича Рукавишникова. В 1787 г. типография В.Я.Железнякова была закрыта. В 1790-е г.г. в Клинцах сохранилась лишь типография Ф.Карташева. Она тайно продолжала печатать книги до конца 1790-х г.г. В начале Х1Х века Ф.Карташов вновь занялся типографской деятельностью, в которой активное участие принимал его сын Аким, продолживший дело отца и после его смерти в 1805 г. Печатание книг в этой типографии велось до 1817 г.

«Житие Николая чудотворца» - памятник переводной литературы, получивший необычайно широкое распространение в древнерусской письменности начиная с XII века. Святой Николай (Николай Чудотворец, Николай Угодник, Никола) - один из самых почитаемых на Руси святых, ему было посвящено множество легенд и духовных стихов, он выступал в преданиях как покровитель и защитник домашнего скота и земледелия, путешествующих и плавающих по морю. На Руси было известно два Жития Николая. Одно из них вошло в научный оборот как «Иное житие». Старший список его относится к XIV веку. Большая часть Жития святителя Николая посвящена описанию творимых им чудес, число которых приближается к тридцати: святой изгоняет бесов, исцеляет, воскрешает мертвых, умножает хлеб и вино и т.д. К этим чудесам следует добавить и чудеса посмертные.

Помимо «Иного жития», на Руси было известно другое Житие Николая, созданное известным византийским агиографом Симеоном Метафрастом. Впервые печатное издание всего цикла произведений о Николае Мирликийском появилось на Руси в XVII веке. «Службы и житие Николая Чудотворца» вышли первым изданием в 1640 г., а затем были переизданы в 1641 и 1643 г.г. В печатное издание вошел текст Симеона Метафраста. Житие написано в обычной для Метафраста риторической манере. В Житии повествуется о таких чудесах святого, как чудо «о трех девицах», «о трех мужах», «како избави корабль от потопа» и проч. Житие Метафраста было переработано болгарским книжником Дамаскином Студитом (XVI в.) и в составе комплекса его произведений попало на Русь. Существует еще три варианта кратких, проложных Житий, широко распространены похвальные слова на перенесение мощей святителя Николая.