Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Saint-Petersbourg. Tour d’Observation et siege de police dans la Grande Morskoi. - Санкт-Петербург. Смотровая башня и отделение полиции на Большой Морской. По рисунку Андре Дюрана. Париж, 1840-е г.г. Литография в паспарту. Отличная сохранность.

Автор: Дюран А.
Год издания: 1845


Saint-Petersbourg. Tour d’Observation et siege de police dans la Grande Morskoi. [Dessigné par] André Durand. Ernest Bourdin, editeur. Paris, Imp. par Auguste Bry, s.d. - Санкт-Петербург. Смотровая башня и отделение полиции на Большой Морской. По рисунку Андре Дюрана. Издатель Эрнест Бурдан. Париж, мастерская Огюста Бри, 1840-е г.г. Литография в паспарту. В правой нижней части изображения литографирована подпись художника: «André Durand 1840». Размеры оттиска: 36,2 х 24,8 см. Размеры в паспарту: 55,4 х 41,8 см. Отличная сохранность.

Лист 14-й из видов Санкт-Петербурга из альбома «Excursion pittoresque et archeologique en Russie» («Живописное путешествие по России»). Лист был награвирован Андре Дюраном на камне по собственному рисунку в мастерской Огюста Бри. Подпись А.Дюрана находится в правой нижней части литографии. Все листы альбома датированы с 1840 по 1848 г.г. Серия издавалась четырьмя выпусками с 1842 по 1849 г.г. В общей сложности А.Дюран выполнил для альбома 100 литографий. Вверху листа подзаголовок «Saint-Petersbourg» (Санкт-Петербург).

На литографии изображен дом по адресу Большая Морская улица, 22. В 1784 г. он был продан губернатору Петербургской губернии и обер-полицмейстеру С.-Петербурга генерал-майору Петру Петровичу Тарбееву (1744-1810). Впоследствии дом несколько раз перестраивался. В XIX веке на здании появилась каланча. Вечером на ней вывешивали красный шар - сигнал фонарщикам зажигать фонари.

В 1844-1847 г.г. академик архитектуры Н.Е.Ефимов кардинально перестроил дом. Здание стало четырехэтажным. Над левым надворным флигелем возвышалась восьмигранная пожарная каланча с будкой для часовых и металлической мачтой, снабженной сигнальным коромыслом. На первом этаже здания размещались типография, общие арестантские помещения, конюшни. На втором этаже располагались канцелярия обер-полицмейстера, помещения для благородных и секретных арестантов и караульных, казармы для пожарных нижних чинов и трехкомнатная квартира одного из столоначальников. Третий этаж занимал кабинет обер-полицмейстера, его приемная, помещения для просителей, дежурного офицера и дежурного брандмейстера, службы обер-полицмейстера. На четвертом этаже находились семейные апартаменты обер-полицмейстера, его кухня, службы, шестикомнатная квартира правителя канцелярии и казарма часовых при каланче.

В старом Петербурге бытовало крылатое выражение «Отправить под шары», или «Ночевать под шарами». Это значило «быть арестованным, отправленным в полицейский участок». В те времена полицейские участки располагались в одних зданиях с пожарными командами, на крышах которых, на каланчах, поднимали сигнальные шары, чтобы оповестить соседние участки о пожаре и его размерах.

Французский художник и путешественник Андре Дюран (1807-1867) одним из первых отразил облик российских городов. По предложению Анатолия Демидова талантливый рисовальщик в 1839 г. предпринял путешествие по России, во время которого делал эскизы к будущему альбому. Путешествие началось 1 июня 1839 г. в порту Гавра. Художник объехал Европейскую Россию и нарисовал с натуры виды многих российских старинных центров культуры, запечатлев их архитектурные памятники и жителей. Литографии А.Дюрана открывали перед зрителем процветающую страну, они сохранили образы двух русских столиц первой половины XIX века. Высокий стиль этих отпечатанных с камня рисунков делает их изысканным украшением интерьера.