Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Сто русских литераторов. 3 тома. Спб., 1839-1845. Полный комплект. В трех современных полукожаных переплетах с богатым золотым и блинтовым тиснением на корешках. Отличная сохранность. Большая редкость.

Автор: Смирдин А., издатель-составитель.
Год издания: 1839


Сто русских литераторов. Издание книгопродавца А.Смирдина. 3 тома. Спб., 1839-1845. 23,3 х 15,6 см. Полный комплект с портретом декабриста А.Бестужева-Марлинского, изымавшимся из экземпляров по распоряжению императора Николая I, поэтому экземпляры с этим портретом особенно редки. Большинство вошедших в издание произведений впоследствии не переиздавалось. Портреты писателей и иллюстрации к их сочинениям были отпечатаны в Лондоне в технике гравюры на стали по рисункам художников К.П. и А.П.Брюлловых, А.И.Ладюрнера, К.А.Зеленцова, Демидова, А.О.Дезарно, А.П.Сапожникова, В.Ф.Тимма, Т.Г.Шевченко, графа Ф.П.Толстого и др. В трех современных полукожаных переплетах с богатым золотым и блинтовым тиснением на корешках. Отличная сохранность. Сохранены все защитные кальки перед портретами и иллюстрациями. Владельческая подпись на авантитулах: «Н.Тушнин». Редкость.

Том первый. Александров. - Бестужев. - Давыдов. - Зотов. - Кукольник. - Полевой. - Пушкин. - Свиньин. - Сенковский. - Шаховской. Спб., в типографии А.Смирдина, 1839. XII, 830 с.; 10 л. портр., 10 л. илл.

Том второй. Булгарин. - Вельтман. - Веревкин. - Загоскин. - Каменский. - Крылов. - Масальский. - Надеждин. - Панаев. - Шишков. Спб., в типографии Бородина и Ко., 1841. [8], 696 с.; 10 л. портр., 10 л. илл.

Том третий. Бенедиктов. - Бегичев. - Греч. - Марков. - Михайловский-Данилевский. - Мятлев. - Ободовский. - Скобелев. - Ушаков. - Хмельницкий. Спб., в типографии Э,Праца, 1845. [8], 692 с.; с илл. в тексте, 10 портр. и 13 илл. на отдельных листах.

Библиография: Н.Б. Русские книжные редкости, № 590; Верещагин В.А. Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий (1720 – 1870). Библиографический опыт, № 822; Обольянинов Н. Каталог русских иллюстрированных изданий 1725-1860 гг., № 2609; Международная книга, 4-383, 8-338, 11-56; Смирнов-Сокольский Н. Моя библиотека, № 1558.

В конце XIX в. В.А.Верещагин писал в своем каталоге, что роскошное издание А.Смирдина «Сто русских литераторов» «в хорошем виде попадается весьма редко и обыкновенно без портрета Бестужева». Иллюстрации и портреты в нем отличались высочайшим качеством гравировки и печати. Издание было очень интересно, как по содержанию, так и по художественности изображений, выполненных лучшими российскими художниками того времени. Из-за разорения А.Смирдина вышли только первые три тома из планировавшихся десяти.

Портрет А.Бестужева-Марлинского был изъят из издания по личному распоряжению Николая I, возмущенного увековечиванием памяти государственного преступника. Александр Александрович Бестужев (1797 – 1837) – писатель-декабрист, публиковавшийся под псевдонимом «Марлинский». Он был одним из руководителей восстания 14 декабря 1825 года. После поражения восстания был приговорен к смертной казни, но помилован и в 1829 г. переведен рядовым на Кавказ без права выслуги. Он погиб в 1837 г. в сражении с горцами на мысе Адлер, но тело не было найдено, что порождало множество слухов в армии и столице.

Издание Александра Филипповича Смирдина «Сто русских литераторов» стало знаковым событием в отечественной культуре Пушкинской эпохи - «Золотого века» русской изящной словесности. Произведения, собранные в книге, дают важный исторический срез развития творческой жизни Петербурга, демонстрируют интересы и вкусы литературной среды. 

Если все мы знаем титанов Пушкинской поры, то редко помним множество талантливых писателей, чьи имена не стали для потомков столь громкими. А ведь они формировали литературную среду, сами издавали журналы, заведовали кафедрами в университетах. Эти же писатели держали литературные салоны и регулярно проводили вечера, где происходил живой обмен текстами и идеями. Большая часть авторов альманаха как раз из этого числа. В их творческих карьерах были взлеты и падения. Многих при жизни считали гениями.

Миссия книготорговца и издателя А.Смирдина заключалась в том, чтобы создавать среду для развития русской литературы, приводить читателей к писателям, помогать писателям печатать свои произведения постоянно. Для этого должны были выходить не только толстые журналы, но и альманахи. В 1830-е г.г. в России стал популярен европейский издательский подход, увеличивавший книжные продажи. Вошли в обиход серийные и продолжающиеся издания, распространявшиеся по подписке. Если издание становилось популярным, то постепенно увеличивался спрос и росли тиражи.

Идея нового альманаха А.Смирдина, планировавшегося к выходу в десяти томах в течение десяти лет, заключалась в том, чтобы издавать ранее не публиковавшиеся работы писателей, собрав в одном издании всех отечественных авторов, независимо от их известности или принадлежности к партиям. Поэтому в антологии представлены, наравне с А.С.Пушкиным, его идеологические и литературные противники: А.С.Шишков, Н.В.Кукольник и Ф.В.Булгарин и др. В то время между собой конкурировали романтизм и реализм, протославянофилы и протозападники. Здесь публиковались начинающие и неизвестные авторы, виртуозы художественного слова и восторженные дилетанты, здравствующие и недавно почившие. К 1842 г. уже не стало Пушкина, Бестужева-Марлинского, Давыдова, Свиньина, Веревкина и Шишкова.

Сто писателей казалось числом колоссальным для новой русской литературы. Среда для нее начала складываться в первой трети XIX века. В.Г.Белинский, литературный оппонент писателей-романтиков, не без издевки, и в то же время, вполне признавая огромную важность альманаха, называл издание «великим явлением по своему значению и фундаментальному объему». Он так приветствовал его появление в своей рецензии: «Важное и торжественное событие для русской литературы! ... это настоящий слон, тяжело и величаво шагающий между кротами и кузнечиками в пустыне русской литературы, поросшей глухою травою». Для него, как и для многих взыскательных современников, переживавших литературный застой начала 1840-х г.г., сборник «Сто русских литераторов» был свидетельством того, что после трагических смертей Пушкина и Лермонтова русская литература все-таки продолжает существовать.

В первом томе опубликованы ранее не печатавшиеся произведения А.С.Пушкина: «Каменный гость» и «Одна глава из неоконченного романа» («Гости съезжались на дачу»). Роман, который не получил своего продолжения, писался в 1828-1830 г.г. и должен был стать повествованием о быте столичного света. А.С.Пушкин набросал три отрывка, в которых дал характеристики действующим лицам и завязку сюжета, основанную на увиденной истории. Эти произведения не попали в посмертное собрание сочинений писателя.

Отрывок из военных воспоминаний знаменитого партизана Дениса Давыдова («Тильзит в 1807 г.») посвящен событиям, связанным с заключением мирного договора Наполеона и Александра I. Этнографическая повесть «Серный ключ» героя Отечественной войны 1812 г. кавалерист-девицы Надежды Дуровой, первой женщины-офицера и единственной женщины-писателя, представленной в альманахе под псевдонимом Александр Андреевич Александров, была основана на личных наблюдениях и услышанных от марийцев легендах и преданиях. Она посвящена быту и нравам черемисов, живших в окрестностях Сарапула и Елабуги. Н.В.Кукольник, одной из главных тем которого была судьба и талант художника, написал пьесу о немецком драматурге эпохи Просвещения Иоганне Лейзевице. Интересно, что Н.В.Кукольник был очень популярен у современников, многие из которых утверждали, что глубиной и обширностью идей он превосходит А.С.Пушкина.

Во втором томе альманаха представлена повесть А.Ф.Вельтмана «Урсул» - романтическая история о разбойнике. Автор вынес ее из собственных наблюдений в Бессарабии. Писатель любил языковые и сюжетные эксперименты, смешение разных стилей и форм, что современники не часто понимали. Однако, по оценкам писателей пушкинского круга и позднейших литературоведов, А.Ф.Вельтман обладал очень самобытным талантом и создавал необычные произведения.

А.Ф.Смирдин заказывал у писателей повести для своего альманаха. Иногда авторы сочиняли для него не свойственные им произведения. Так, профессор эстетики Московского университета, основатель журнала «Телескоп», поплатившийся за издание знаменитых «Философических писем» П.Я.Чаадаева, Н.И.Надеждин написал в альманах повесть «Сила воли. Воспоминания путешественника». Он не писал повестей до того, поэтому текст получился богатый мыслью и глубиной, но достаточно холодный.

Для смирдинского альманаха П.П.Каменский пишет повесть о Жаке де Моле, магистре ордена Тамплиеров, вдохновляясь обсуждениями истории католического Средневековья на литературных «средах» у Н.В.Кукольника. В тот же том вошли произведения И.А.Крылова (басня «Кукушка и петух»), М.Н.Загоскина («Официальный обед»), В.И.Панаева («Происшествие 1812 года»), А.С.Шишкова («Воспоминания о моем приятеле» - флигель-адъютанте Екатерины II Сергее Лаврентьевиче Львове) и др.

В третьем томе опубликован перевод текста древнеегипетского папируса «Микерия, Нильская лилия», выполненный писателем и блестящим востоковедом О.И.Сенковским. Древняя рукопись была найдена на груди у мумии, погребенной в Фивах. Текст иллюстрирован подлинными египетскими рисунками. Провинциальный чиновничий быт отражен в «Записках губернского чиновника» Д.Н.Бегичева. Н.И.Греч описал поездку в Гейдельберг в формах путевых заметок и письма своему другу Ф.В.Булгарину. Воспоминания о замечательном полководце, завоевателе Бессарабии и герое Отечественной войны 1812 г. графе М.А.Милорадовиче публикует А.И.Михайловский-Данилевский. В альманахе помещены «Письма Чесменского инвалида на родину» генерала от инфантерии Ивана Никитича Скобелева, бывшего во время Отечественной войны 1812 г. старшим адъютантом фельдмаршала М.И.Кутузова, и ряд других произведений.

Издательский принцип А.Смирдина был наиболее демократичен, хотя В.Г.Белинский и критиковал его за отсутствие строгих критериев отбора. Публиковались тексты тех авторов, которые быстрее их присылали. В этом был большой резон: во-первых, А.Смирдин часто издавал писателей, которых кроме него никто не издавал, во-вторых, давал всем заработать, поскольку, читая известных писателей, люди знакомились и с творчеством, как неизвестных, так и начинающих, помещенных здесь же.

В силу громадности поставленной задачи она не была реализована до конца. Вышло чуть менее трети запланированного объема - три из десяти томов, в которые вошли произведения 30 писателей 1830-1840-х г.г. А.Смирдин планировал выпускать по одному тому в год, но издание трех томов растянулось на семь лет, поэтому так редко весь комплект собирался в одних руках. К остановке амбициозного проекта привело то, что издатель часто платил своим авторам слишком щедрые гонорары.

Судя по владельческой подписи, возможно, экземпляр происходит из библиотеки купца Назара Тушнина. Он происходил из рода московских потомственных почетных граждан и купцов Тушниных. В начале XIX века произошло разделение имущества трех родов: Пашковых, Тушниных и Меньщиковых. Потомки Н.Тушнина были владельцами торгового дома «Тушнин с сыновьями» и ткацкой фабрики. Они имели собственный дом по адресу Маросейка, 15.