Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Табашников И.Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность с точки зрения науки гражданскаго права ... Том I [Единственный]. Спб., 1878. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Табашников И.Г.
Год издания: 1878


Табашников И.Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность с точки зрения науки гражданскаго права и по постановлениям законодательств: Северной Германии, Австрии, Франции, Англии и России. Том I [Единственный]: Литературная собственность, ея понятие, история, объект и субъект. Спб., типография М.И.Попова, 1878. VIII, 568 с. 21 х 13,9 см. Издание магистерской диссертации правоведа. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Авторское право в литературе, музыке и художественном творчестве к началу последней четверти XIX века оставалось самым неразработанным разделом российского законодательства. Его развитие в пореформенную эпоху являлось одной из наиболее актуальных задач. Именно эту тему И.Г.Табашников разрабатывал и в 1878 г. успешно защитил в качестве магистерской диссертации в Московском университете. Поскольку вопросы авторского права имели большое практическое значение, автор издал диссертацию отдельной книгой и предполагал, что со временем она получит продолжение в виде докторской диссертации.

В своем исследовании И.Г.Табашников представил развитие авторского права в Европе и России, рассмотрел концепции, выдвигавшиеся различными философами и правоведами. Зарождение современных взглядов на авторское право как право собственности на результат интеллектуального труда происходило в Европе на рубеже Ренессанса и Нового времени. В первой половине XVI века Мартин Лютер уже осознавал оригинальный текст как объект собственности и коммерческих отношений. В то время вопрос с авторским правом был весьма болезненным. М.Лютер в предисловии к одной из книг сетует: наборщик украл у него рукопись сборника проповедей еще до завершения работы над ней и издал без разрешения автора и уплаты гонорара. Таковы были серые будни взаимоотношений авторов и печатников.

Большой вклад в развитие теории авторского права внесли философы И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.Гегель. И.Г.Табашников исследует различные подходы к авторскому праву. Ряд правоведов отрицал существование литературной собственности и основывал авторское право на привилегии, к этой группе относился и российский правовед В.Д.Спасович. Другие считали авторское право разновидностью имущественных прав. Были и те, кто относили его к правам личности. Но ко второй половине XIX века возобладала тенденция рассматривать авторское право как полноценное право собственности. В рамках этого подхода И.Г.Табашников развил и собственные взгляды.

Исследователь рассматривает историю литературной собственности и книжного дела начиная с периода Римской империи, анализирует роль книгопечатного станка в развитии литературной деятельности и актуализации роли авторского права в юридической практике. Представлено развитие законодательств об авторских правах во Франции, Германии, Англии, Австрии и России.

Автор детально изучил объект и субъект авторских прав. Он выдвинул тезис, что объектом авторского права является всякое произведение, распространяемое в обществе путем письменных знаков или устно, с помощью слов, воспроизводящих не только его смысл, но и форму, обязанную своим происхождением интеллектуальному труду автора. И.Г.Табашников показывает, как в конкретных законодательствах решаются нетривиальные вопросы авторского права. Он разбирает специфику различных типов интеллектуального продукта. Среди них: компиляции, примечания, дополнения, комментарии, лекции и публичные речи, посмертные сочинения, тексты, публикуемые под псевдонимом или анонимно, заглавия, и т.д. Анализируются различные формы литературной работы, в том числе: сотрудничество, соавторство. В этих формах коллективного труда сложно объективно определить точную меру участия каждой из сторон. Изучена проблема правопреемства, в рамках которой автор продает свои авторские права заказчику, и отношения его с издателем и редактором. Анализируется вопрос о наследовании авторских прав. И.Г.Табашников одним из первых в России заговорил о необходимости защиты авторских интересов и прав интеллектуальной собственности в суде.

Иван Григорьевич Табашников (1844-1909) - юрист, ординарный профессор кафедры римского права, первый декан юридического факультета Томского университета, действительный статский советник. Происходил из крестьянской семьи, родился в Одессе. Окончил 2-ю Одесскую гимназию и Ришельевский лицей. Приехав в Санкт-Петербург, он десять лет зарабатывал себе на жизнь репетиторством и переводами. В своей работе он столкнулся с низкими расценками и невозможностью полноценно отстаивать права на продукт своего интеллектуального труда. В 1873 г. И.Г.Табашников экстерном окончил юридический факультет Петербургского университета и был оставлен при кафедре гражданского права стипендиатом для приготовления к профессорскому званию. В 1875-1879 г.г. он работал в консультантом при Министерстве юстиции, одновременно с этим был кандидатом на судебные должности при прокуроре. С 1882 г. И.Г.Табашников служил профессором римского права в Демидовском юридическом лицее, затем - в Новороссийском (Одесском) университете, в 1898-1906 г.г. - ординарным профессором кафедры римского права и деканом юридического факультета Томского университета. Его статьи и исследования публиковались в журналах «Гражданское и уголовное право», «Судебный вестник», в газете «Новороссийский телеграф». С начала 1906 г. заслуженный юрист являлся членом бюро Томского отделения «Союза 17 октября».