Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Церковь в Останкино. М., 1889. Хромолитография в паспарту. Худ. Н.А.Мартынов. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Мартынов Н.А.
Год издания: 1889


Церковь в Останкине. М., 1889. Хромолитография в паспарту. Худ. Н.А.Мартынов. Размеры оттиска: 30 х 22 см. Размеры в паспарту: 48,5 х 37,5 см. Отличная сохранность. Редкость.

Библиография: Антикварная книжная торговля Н.В.Соловьева. Каталог № 105 «Редкие книги»; Н.Б. «Русские книжные редкости», № 339.

Владение, первоначально носившее название «Осташково», известно с середины XVI века. После 1585 г. здесь появилась первая деревянная Троицкая церковь, разрушенная в Смутное время. В 1625-1627 г.г. владевшие селом князья Черкасские построили в нем новую деревянную церковь. В 1692 г. на ее месте князь М.Я.Черкасский возвел каменную церковь во имя Троицы Живоначальной, которая с некоторыми изменениями сохранилась до наших дней. По одной из версий, зодчим церкви был крепостной П.Потехин.

Троицкий храм является выдающимся памятником русской архитектуры второй половины XVII века и примером наибольшего использования узорочья и изразцов в убранстве фасадов. Особой гордостью церкви был пышный иконостас в стилистике нарышкинского барокко.

Главный престол храма был освящен в честь Троицы, южный придел - во имя св. Александра Свирского, северный - во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Последний служил домовой церковью князей Черкасских, соединяясь переходом с их домом. В 1918 г. в подклете церкви был освящен нижний храм во имя св. Николая Чудотворца, а в 1920 г. при нем появился придел Серафима Саровского.

Традиционная шатровая колокольня церкви не раз перестраивалась. Нынешний облик она приобрела в 1877 г., когда храм обновлялся по проекту архитекторов Серебрякова и Султанова. 

Богослужения в Троицкой церкви продолжались до 1933 г., после чего ее передали музею-усадьбе «Останкино». Это спасло здание от уничтожения. В 1980-х г.г. здесь проходили концерты духовной музыки. С 1991 г. в церкви были возобновлены богослужения, несколько лет там находилось подворье Оптиной пустыни. 

Литография создана по рисунку Н.А.Мартынова для серии «Подмосковная старина», выпущенной в 1889 г. его братом А.А.Мартыновым (1818-1903) - специалистом по истории и архитектуре Москвы. Издание содержало материалы о местоположении и истории многих подмосковных сел, особое внимание было уделено описанию памятников церковной и гражданской архитектуры. Для него Н.А.Мартыновым была создана серия из 25 рисунков, изданных известной С.-Петербургской хромолитографией Штадлер и Паттинот.

Николай Александрович Мартынов (1822-1895) - русский архитектор, художник. Окончил Московский Константиновский межевой институт (1839). Интересовался и изучал памятники архитектуры русской древности. В 1872 г. был назначен членом-корреспондентом Московского археологического общества. Изучал и воспроизводил в качестве художника архитектурные памятники Москвы.