Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Церковь в Троицком-Лыкове. М., 1889. Хромолитография в паспарту. Худ. Н.А.Мартынов. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Мартынов Н.А.
Год издания: 1889


Церковь в Троицком-Лыкове. М., 1889. Хромолитография в паспарту. Худ. Н.А.Мартынов. Размеры оттиска: 30 х 22 см. Размеры в паспарту: 48,5 х 37,5 см. Отличная сохранность. Редкость.

Храм Троицы Живоначальной расположен в Москве на территории бывшей усадьбы Троице-Лыково на высоком берегу Москвы-реки. Это одно из первых церковных сооружений в стиле московского барокко. По своему оформлению и композиции он сходен с церковью Покрова в Филях.

Первые упоминания о государевом дворцовом селе Троицком относятся ко второй половине XVI века. В 1610 г. царь Василий Шуйский пожаловал его князю Борису Лыкову, который возвел на этом месте усадьбу. По другим данным, он стал владельцем имения уже при царе Михаиле Фёдоровиче. По заказу князя на территории построили деревянную церковь во имя Святой Троицы.

К концу XVII века имение перешло в собственность дворян Нарышкиных. На средства стольника Мартемьяна Нарышкина в 1694-1697 г.г. на месте деревянной церкви возвели каменный однопрестольный храм. Со стороны Москвы-реки участок для новой Троицкой церкви расширили насыпным холмом. Строительство продлилось пять лет. По одной из версий, закладку первого камня произвел племянник Мартемьяна Нарышкина - царь Петр I. Новопостроенный храм освятили в 1704 г. На торжественном мероприятии присутствовали Петр I и царевич Алексей Петрович. Предположительно, в дальнейшем император посещал эту церковь, навещая своих родственников.

Во время оккупации Москвы французами церковь была разграблена. В 1813 г. храм переосвятили. К 1834 г. хозяином усадьбы стал генерал-лейтенант Николай Бутурлин, а в 1876 г. имение Троице-Лыково перешло в собственность купца Ивана Карзинкина. В этот период на территории усадьбы начали действовать богадельня и больница для неимущих. Известно, что Троицкий храмовый ансамбль в разное время посещали митрополит Владимир (Богоявленский), патриарх Тихон, преподобный Серафим Саровский и другие священнослужители.

В 1914 г. вдова Сергея Карзинкина Юлия передала все постройки усадьбы, включая Троицкую церковь, для устройства Свято-Троицкой женской общины. В феврале 1917 г. организация была официально учреждена на заседании Синода и просуществовала около года. На момент закрытия она насчитывала 117 сестер, в богадельнях усадьбы квартировало около сотни жильцов.

После революции 1917 г. в разное время усадебный комплекс занимали Туркменский дом просвещения, музыкальное отделение Суворовского училища и Институт атомной энергии им. И.В.Курчатова. В 1933 г. Троицкая церковь была закрыта, а через два года ее ансамбль был отмечен Лигой Наций как выдающийся памятник архитектуры. Храм планировали реконструировать под выставку народного хозяйства Туркменской ССР, но позднее от этой мысли отказались.

В 1941 г. в церкви провели архитектурные замеры, что позволило начать масштабную реставрацию обветшавшего здания в 1970-х г.г. В бывшем храме предполагалось открыть филиал Музея древнерусской живописи им. Андрея Рублева, но из-за нехватки финансирования работы прекратили.

В 1990 г. церковь передали Русской православной церкви, и через 10 лет началась ее реконструкция, завершившаяся в 2009 г. Через четыре года Троицкий храм был передан в ведение Покровского монастыря у Покровской заставы. 

Литография создана по рисунку Н.А.Мартынова для серии «Подмосковная старина», выпущенной в 1889 г. его братом А.А.Мартыновым (1818-1903) - специалистом по истории и архитектуре Москвы. Издание содержало материалы о местоположении и истории многих подмосковных сел, особое внимание было уделено описанию памятников церковной и гражданской архитектуры. Для него Н.А.Мартыновым была создана серия из 25 рисунков, изданных известной С.-Петербургской хромолитографией Штадлер и Паттинот.

Николай Александрович Мартынов (1822-1895) - русский архитектор, художник. Окончил Московский Константиновский межевой институт (1839). Интересовался и изучал памятники архитектуры русской древности. В 1872 г. был назначен членом-корреспондентом Московского археологического общества. Изучал и воспроизводил в качестве художника архитектурные памятники Москвы.