Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Тугенхольд Я. Художественная культура Запада: Сборник статей. М.-Л., 1928. В современном полукожаном переплете. Сохранена иллюстрированная издательская обложка. Отличная сохранность.

Автор: Тугенхольд Я.А.
Год издания: 1928


Тугенхольд Я. Художественная культура Запада: Сборник статей. М.-Л.: Государственное издательство, 1928. [4], 191 с., с илл. 27 х 19,3 см. Тираж: 3 000 экземпляров. В современном полукожаном переплете. Сохранена иллюстрированная издательская обложка. Отличная сохранность.

Яков Александрович Тугенхольд (1882-1928) - выдающийся искусствовед, художественный критик. В 1901 г. поступил на историко-филологическое отделение Московского университета и одновременно в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1902 г. уехал в Мюнхен, где учился на юридическом факультете университета и занимался живописью в различных частных школах. В 1905 г. посещал мастерскую А.Явленского. В том же году переехал в Париж, учился в Академии П.Рансона и в мастерской А.Стейнлена, изучал коллекции музеев и частных парижских собраний. В 1913 г. Я.А.Тугенхольд вернулся в Москву. В 1920-е г.г. работал искусствоведом в Государственной Академии художественных наук, был заведующим отделом изобразительных наук Главполитпросвета, участвовал в организации советской экспозиции на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, занимал должность ученого секретаря и председателя секции ИЗО в Государственном Ученом совете Наркомпроса РСФСР. В 1927 г. Я.А.Тугенхольд стал действительным членом Государственной Академии художественных наук.

Эрудиция, широкое образование, включавшее в себя не только теоретические, но и практические занятия изобразительным искусством, сделали Я.А.Тугенхольда исключительным явлением среди искусствоведов своего времени. Понимание специфических проблем искусства сочеталось у него со склонностью к историческим аналогиям и ассоциациям, со стремлением не столько описать явление, сколько осмыслить его, найти его место в истории культуры. Кроме этого, он обладал несомненной художественной интуицией, что позволяло ему отсеивать преходящее в искусстве от вечного.

В книге представлен ряд статей Я.А.Тугенхольда о развитии современных реалистических и авангардных течений западного искусства. Предвестие современного искусства Я.А.Тугенхольд видел в карикатурах Оноре Домье и исследовал его художественный метод. Большая статья посвящена творчеству западных художников 1920-х г.г. Межрабпом организовал в СССР выставку послевоенного европейского искусства под названием «Революционное искусство Запада». На ней были представлены работы Ф.Брэнгвина, Т.Стейнлена, П.Альмы, Зейферта, Ф.Мазерееля, Кропа, Б.Уица и др.  Исследуется искусство германских левых художников-экспрессионистов О.Нагеля, Иогансена, О.Дикса, Г.Гросса и др.

Автор детально анализирует развитие живописи во Франции того времени, показывая открытия родоначальника импрессионизма К.Моне и ярких представителей современных течений, таких, как А.Матисс, П.Пикассо, Ж.Брак, А.Озанфан, Ф.Лежэ, А.Дерэн и др. Разбирая развитие художественной промышленности, исследователь изучает эволюцию плакатного искусства в творчестве Т.Лотрека, Мага, Хейга, Касандра, Лупо, Вальде и др. Я.А.Тугенхольд задается и вопросом «стиля» этого времени, который выражался в конструктивизме и «ар-деко», в архитектуре Ле Корбюзье, дизайнерских находках П.Шаро, С.Делоне и др. Автор заглядывает в творческие лаборатории художников, вскрывая их индивидуальность, психологический взгляд, способность ухватить общие тенденции в социальном поведении, изменения мира и человека. Я.А.Тугенхольд анализирует, как искусство связано с политикой, как его меняли новые технологии, например, появление литографии или фотографии.

Книга напечатана на высококачественной бумаге в традициях дореволюционной печати, имеет сложный и изящный макет.