Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Валаамский монастырь. Спб., 1864. Первое издание. Подносной экземпляр с автографом игумена Валаамского монастыря Дамаскина. В цельнокожаном переплете эпохи и в современном футляре. Тройной золотой обрез. Представляет историческую ценность. Редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1864


Валаамский монастырь. Спб., [в типографии Департамента уделов], 1864. [4], VI, XXIV, 348 с.; 8 л. илл. 21,4 x 13,5 см. Первое издание. Подносной экземпляр с автографом игумена Валаамского монастыря Дамаскина. Иллюстрации выполнены в технике тонолитографии. В цельнокожаном переплете эпохи с золотым и блинтовым тиснением на корешке и крышках и в современном художественном футляре. Тройной золотой обрез. Очень хорошая сохранность, сохранены защитные кальки перед гравюрами. На обороте переднего форзаца дарственная надпись-автограф орешковыми чернилами: «От О. Игумна Дамаскина 30 Мая 1871 г.», в верхнем углу титула неразборчивая владельческая надпись красными чернилами: «Прот[оиерея] Н. Мер… 1923 г.». Экземпляр представляет историческую ценность. Редкость.

Библиография: Международная книга, 65-1674.

Игумен Дамаскин (в миру Дамиан Кононов; 1795-1881) - игумен, настоятель Валаамского монастыря (1839-1881), при котором монастырь достиг высшего расцвета. Происходил из крестьян Тверской губернии. В 24 года от роду поступил в Валаамский монастырь послушником. Он прошел долгий путь от конюха и пекаря до игумена. Многие годы посвятил монашескому подвигу затворничества и молчания, развитию хозяйства монастыря. В сан игумена он был рукоположен по представлению покровительствовавшего Валааму святителя архимандрита Игнатия (Брянчанинова), благочинного Санкт-Петербургской епархии.

Игумен Дамаскин восстановил в монастыре древний уклад благочестия и организовал монастырское хозяйство так, что обитель начала бурно развиваться. За более чем 30 лет активной деятельности в сане игумена Дамаскин Кононов создал в Валаамском монастыре шесть новых скитов, построил и открыл десять церквей, воздвиг для иноков и паломников около двух десятков хозяйственных и жилых зданий, в том числе монастырскую гостиницу и странноприимный дом. В 1866 г. по воле игумена для монастыря были приобретены пять соседних островов и недвижимость в Москве, Новгороде и других городах. Было организовано монастырское книгохранилище, в 1860 г. - водопровод, водоподъемная машина, мастерские и конюшни. Был куплен пароход, устроен питомник хвойных и лиственных деревьев, построены дороги с мостами и канавами. В 1871 г. игумена Дамаскина разбил паралич. Он передал руководство монастырем Ионафану Дмитриеву, сменившему его окончательно на посту игумена в 1879 г. Поучения игумена Дамаскина всегда были краткими и простыми, но в них он говорил о монашеской жизни на основе собственного опыта. С такой же краткостью мы сталкиваемся и в его автографе на представленной книге.

Драматическая история Валаама чрезвычайно бедна источниками. Ее ранний период основан преимущественно на устных преданиях. Но в русских летописях монастырь упоминается в самое раннее время. Это позволяет считать его одним из старейших в России. В книге представлена так называемая «монастырская» концепция истории обители, формировавшаяся в ее стенах с начала XIX века. В издании рассмотрены периоды истории Валаама с начала новой эры до конца XIX века. В книге также содержится географический очерк Валаама. В нем характеризуется местная флора и фауна, природные ресурсы островов.

В первой главе рассказывается о легендарном времени в жизни острова от начала нашей эры и до середины X века. Монахи были убеждены, что церкви на острове строились еще во времена апостольские. Первым апостолом, благословившим Валаам, был Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян. Путешествуя по Днепру к Волхову, он достиг Ладожского озера, а затем Валаама. Вторая глава охватывает весь древнерусский период истории монастыря. В книге освещаются факты из внутренней жизни обители, события общероссийской истории, затрагивавшие историю Валаама. Показан быт края, биографии некоторых валаамских подвижников и игуменов разных времен, приводятся выдержки из житий, летописных и прочих документальных источников.

В третьей главе повествование доводится до 1839 г., когда иеромонах Дамаскин был рукоположен в сан игумена. Около трети книги занимает четвертая глава. В ней описано развитие монастыря под управлением Дамаскина. Показана внутренняя монастырская жизнь, быт скитов, находившихся на территории обители, а также все монастырские здания и ризница. Сообщается о посещении обители государственными и церковными деятелями: императорами, великими князьями, архиереями. Приводятся случаи чудес в монастыре: исцелений, спасений от опасностей и т.д.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, одна из древнейших и наиболее славных русских обителей, расположен на островах в северной части Ладожского озера. Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище «скотьего бога» Велеса и Перуна, которым приносили жертвы жившие в окрестностях язычники. В XIX веке монастырь стал одним из богатейших и наиболее экономически развитых.

Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове появились названия, отсылающие к временам Нового Завета - Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит. С 1811 по 1917 г.г. архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. Во время советско-финской войны 1939-1940 г.г. монастырь попал в зону боевых действий и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, покинули острова, увезя с собою монастырский архив и все ценное. В июне 1944 г., после подписания мирного соглашения СССР с Финляндией, Валаам отошел к СССР.

В издании помещены иллюстрации, выполненные в технике тоновой литографии, в том числе лики основателей, портрет игумена Назария, виды Валаамского монастыря и отдельных скитов.