Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вид Саровской пустыни. Литографировал Кювьйе в мастерской Лемерсье. Париж, издал Д.Дациаро, 1840-е г.г. Литография, профессионально раскрашенная акварелью близко ко времени издания. В раме и бархатном паспарту. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Дациаро Дж., Кювье.
Год издания: 1845


Вид Саровской пустыни. Литографировал Кювилье в мастерской Лемерсье. Париж, издал Дациаро для Москвы и Ст.-Петербурга, 1840-е г.г. - Vue de Sarovskoi pustini. Cuvillier lith. Imp. par Lemercier. Paris, publié par Daziaro à Moscou et St.Petersbourg, 1840-s a.a. Над изображением: «Près Moscou» («Рядом с Москвой»), № 29. Литография, профессионально раскрашенная акварелью близко ко времени издания. В раме и бархатном паспарту. Размеры оттиска: 24 х 34 см. Размеры в раме: 56,5 х 63,5 см. Отличная сохранность. Литография представляет художественную и историческую ценность. Редкость.

На литографии изображен вид Саровской пустыни с северо-запада. Ее прославил своими подвигами преподобный Серафим Саровский (1754-1833). То есть литография принадлежит ко времени, близкому времени жизни святого, и именно таким монастырь видел собственными глазами преподобный. На изображении изображен Крестный ход вокруг обители. Возможно, он посвящен памяти преподобного Серафима, так как Крестный ход обычно был приурочен к дате рождения подвижника - 31 июля.

В центре архитектурного ансамбля монастыря находится храм Успения Пресвятой Богородицы и монастырские стены с четырехъярусной колокольней. В северной стене, состоящей из монастырских зданий, посередине находится «Царский» дворец, а несколько правее его расположена церковь свв. Зосимы и Савватия. Из-за стены виднеется однокупольный храм Живоносного источника. Он вместе с Успенским собором и церковью свв. Зосимы и Савватия был разрушен в годы советской власти. Справа от монастыря находится церковь Всех Святых. Из трех башен восточной стены первые две не сохранились. Под горой у реки над источником возвышается церковь Иоанна Предтечи (1827).

Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь был основан в начале XVIII века на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде. Ныне это город Саров Нижегородской области. Первый храм в Саровской обители был освящен в 1706 г., что считается датой основания монастыря. Значительная часть каменного ансамбля возводилась во второй трети - конце XVIII века - при жизни преп. Серафима. За десять лет до его рождения, в 1744 г., был построен и освящен первый каменный храм - церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1758 г. завершено строительство каменного здания церкви Живоносного Источника. К этому году возведены и каменные стены монастыря, две угловые башни и Святые Врата. Новый храм святого Иоанна Предтечи был воздвигнут в 1827 г. С 1825 г. Саровская пустынь стала местом притяжения для паломников со всей России. При этом старца Серафима почитали не только прихожане господствующей церкви, но и старообрядцы разных согласий. Уже в начале 1840-х г.г. вышло его первое жизнеописание как подвижника. Главная жемчужина архитектурного ансамбля Саровского монастыря - Успенский собор был разрушен летом 1951 г.

Гравюра была выпущена в известном издательстве художественной графики Дациаро. Фирма работала в Москве, С.-Петербурге и Париже. В С.-Петербурге и Москве активная деятельность издательства, основанного купцом второй гильдии итальянцем Иосифом Христофоровичем Дациаро (1805-1865), относится к 1830-1865 г.г.

Изображение было гравировано и отпечатано в знаменитой мастерской Лемерсье в Париже. Это заведение относилось к числу лучших художественных литографий Европы. Оно было организовано учеником изобретателя техники литографии А.Зенефельдера Жозефом Лемерсье (1803-1887) в 1828 г. Именно здесь после 1840 г. преимущественно печаталась продукция Дациаро. Лист литографирован выдающимся французским художником и мастером литографии своего времени Эдуардом Остейном (1804-1889), который специализировался на масштабных архитектурных пейзажах, видах замков и дворцов, городов с окрестностями.

Фирма «Дациаро» более всего прославилась изданиями видовой графики. Она выпускала преимущественно литографированные виды двух русских столиц. Уже в начале своего существования предприятие стало самым успешным в России в своей области за счет высочайшего качества исполнения гравюр. На него работали лучшие художники и мастера-литографы своего времени. Со временем фирма приобрела высший коммерческий статус Поставщиков Двора Его Императорского Величества. В Москве художественный магазин Дациаро открылся на Кузнецком мосту.

Характер и техника печати, качество оттиска подтверждают подлинность представленного экземпляра и его датировку.