Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вид Сухаревой башни в Москве. Лит. Арну по рис. Вивьена. Отпечатано в мастерской Лемерсье в Париже. М.-Спб., изд. Дациаро, 1840-е. г.г. Литография в паспарту, издательская раскраска акварелью. Редкая коллекционная сохранность. Представляет худ. ценность.

Автор: Арну Л., Вивьен де Шатобрен И.-Е., Дациаро И.
Год издания: 1847


Вид Сухаревой башни в Москве. Литографировал Арну по рис. Вивьена. Отпечатано в мастерской Лемерсье в Париже. М.-Спб., издание Дациаро, 1840-е. г.г. - Vue dе la Tour de Soukhoreff a Moscou. Lith. par Arnout d’apres Vivien. Imp. par Lemercier a Paris. M.-Spb., chez G.Daziaro, 1840-s aa. Литография в паспарту, издательская раскраска акварелью. Размеры в паспарту: 46,5 х 51,5 см. Размеры оттиска: 25 х 33,3 см. Редкая коллекционная сохранность. Представляет художественную ценность.

На литографии представлен вид Сухаревой башни в Москве. Башня была сооружена в 1695 г. по инициативе Петра I по проекту архитектора М.И.Чоглокова. Название она получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 г., когда Петр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Л.Сухарева встал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные, с часами.

Сухарева башня стала самым крупным на тот момент светским зданием в России. В ней были расположены Навигацкая школа, астрономическая обсерватория и библиотека, а затем московская контора Адмиралтейской коллегии. Существует предание, что в рапирной (фехтовальной) зале наверху Сухаревой башни проходили заседания секретного Нептунова общества под председательством Ф.Лефорта и Я.Брюса, прозванного «колдуном с Сухаревой башни».

В 1870-е г.г. под руководством архитектора А.Л.Обера была осуществлена реставрация башни. В 1934 г.,  согласно Генеральному плану реконструкции Москвы, Сухарева башня была разобрана, так как мешала движению транспорта.

Литография исполнена французским художником Луи Жюлем Арну (1814-1868), сыном французского живописца и графика Жана-Батиста Арну (1788-1865), мастера пейзажной и видовой графики, создателя многочисленных видов Парижа, Петербурга и других городов и местностей. Арну-сын работал как литограф, живописец и офортист.

Автором рисунка для настоящей литографии был Иосиф-Евстафий Иосифович Вивьен де Шатобрен (Joseph Eustache Vivien de Châteaubrun; 1793-1852), русский портретист-акварелист, литограф и миниатюрист. Происходил из французского дворянского рода, приехавшего в Россию из Польши. В 1818-1850 г.г. И.-Е.Вивьен де Шатобрен служил в Кремле преподавателем рисования в Дворцовом архитектурном училище.

Гравюра была выпущена в известном издательстве художественной графики Дациаро. Фирма работала в Москве, С.-Петербурге и Париже. В С.-Петербурге и Москве активная деятельность издательства, основанного купцом второй гильдии итальянцем Иосифом Христофоровичем Дациаро (1805-1865), относится к 1830-1865 г.г.

Изображение было гравировано и отпечатано в знаменитой мастерской Лемерсье в Париже. Это заведение относилось к числу лучших художественных литографий Европы. Оно было организовано учеником изобретателя техники литографии А.Зенефельдера Жозефом Лемерсье (1803-1887) в 1828 г. Именно здесь после 1840 г. преимущественно печаталась продукция Дациаро.

Фирма «Дациаро» более всего прославилась изданиями видовой графики. Она выпускала преимущественно литографированные виды двух русских столиц. Уже в начале своего существования предприятие стало самым успешным в России в своей области за счет высочайшего качества исполнения гравюр. На него работали лучшие художники и мастера-литографы своего времени. Со временем фирма приобрела высший коммерческий статус Поставщиков Двора Его Императорского Величества. В Первопрестольной художественный магазин Дациаро открылся на Кузнецком мосту.

Характер и техника печати, качество и сохранность оттиска подтверждают подлинность представленного экземпляра и его датировку.