Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Восстановление транспорта в России: Труды Транспортнаго Комитета при Российском Финансово-Промышленно-Торговом Союзе в Париже. Париж, 1923. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1923


Возстановление транспорта в России: Труды Транспортнаго Комитета при Российском Финансово-Промышленно-Торговом Союзе в Париже. 1921-1923. [Париж, тип. «Франко-Русская Печать», 1923]. 12, [2], 13-612 с.; 2 л. карт. 27 х 18,3 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Редкость, отсутствует в некоторых крупнейших российских книгохранилищах.

Еще до окончания Гражданской войны у российских промышленников и предпринимателей, находящихся в эмиграции, возникла идея восстановления разрушенной экономики России в новых условиях. Никто из них не верил, что «коммунистический эксперимент» затянется на сколько-нибудь продолжительное время и большевики смогут создать жизнеспособную экономическую и политическую систему. Скорейший способ реанимации экономики они видели в восстановлении инфраструктуры страны - то есть, прежде всего, значительно разрушенных путей сообщения и транспортной системы.

В мае 1921 г. в Париже состоялся под председательством Н.Х.Денисова Общий Съезд русских финансовых, промышленных и торговых деятелей, находившихся в эмиграции в разных странах Западной Европы. Съезд предложил ряд средств и разработал конкретные программы восстановления железнодорожного, речного и морского транспорта. Для руководства разработкой программ восстановления транспортных сетей съезд избрал особый Транспортный комитет, куда вошли представители Совета частных железных дорог, Судоходной и других секций при Российском Финансово-Промышленно-Торговом союзе и Комитета представителей русских коммерческих банков.

Большая часть настоящего издания посвящена необходимым мерам по восстановлению железнодорожного транспорта и железнодорожной сети России. Решение проблемы железнодорожного сообщения участники съезда видели в полной денационализации железных дорог и тяжелой промышленности. За государством они оставляли права законодательного и тарифного регулирования железнодорожной отрасли с участием в этой деятельности заинтересованных капиталистических кругов. При этом, крупный капитал должен был вести социально взвешенную политику. В течение всего времени реанимации железнодорожного сообщения всю получаемую прибыль предполагалось направлять на развитие транспортной сети и погашение долговых обязательств, а не на личное обогащение или увеличение доходов казны. Участники съезда разработали ряд конкретных мер по улучшению инвестиционной привлекательности отрасли за счет обеспечения ее стабильного развития и гарантий сохранения и эффективного использования вложенных капиталов.

Рассмотрены также общие принципы и пути восстановления железнодорожного транспорта; постепенность восстановления отдельных линий в зависимости от их значения; порайонное распределение железнодорожной сети между административными органами и частными обществами. Были проведены расчеты примерных расходов на восстановление железных дорог с распределением их по годам; дан перечень материалов и предметов, которые следовало закупать за границей; представлены финансовые мероприятия, направленные на обеспечение железных дорог денежными и материальными средствами; разработаны проект Общего устава Российских железных дорог, временные правила перевозки пассажиров и грузов. Интересны решения съезда, касающиеся временного упрощенного тарифа грузоперевозок. Изучались такие вопросы, как организация центрального и местного управления путями сообщения, снабжение железных дорог необходимыми материалами, регулирование перевозок, меры по восстановлению производительности труда, обеспечение рабочих и персонала продовольствием и предметами первой необходимости, охрана железных дорог.

Помимо железных дорог, рассматриваются проблемы восстановления водного и гужевого транспорта, даются предложения по развитию автомобильной промышленности. Именно на этот вид транспорта делался упор при реанимации сухопутных перевозок. Книга содержит колоссальный фактический и статистический материал о положении российского транспорта в первой четверти ХХ века и о возможностях его развития. Предложенные программы имеют большое историческое значение как один из возможных нереализованных проектов, основанный на серьезных технических и экономических расчетах, который может быть полезен при восстановлении транспортной системы в экстремальных условиях.

К изданию приложены две подробные карты развития железнодорожной сети бывшей Российской империи на 1922 г.; данные о развитии частных железных дорог к 1918 г.; «Записка о капиталах, вложенных в русскую судоходную промышленность, о потерях, понесенных ею за время войны и большевизма и о кредитах, необходимых для ее восстановления» и др.