Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Житие Преподобнаго и Богоноснаго Отца Нашего Сергия Радонежскаго и всея России Чудотворца. Сергиев Посад, 1853. Малотиражное факсимильное литографированное издание, воспроизводящее лицевую рукопись. В современном цельнокожаном переплете. Большая редкость.

Автор: Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет.
Год издания: 1853


Житие Преподобнаго и Богоноснаго Отца Нашего Сергия Радонежскаго и всея России Чудотворца. [Сергиев Посад], в Литографии Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, 1853. [2], 378 л., с илл. 32,3 х 19,1 см. Малотиражное факсимильное литографированное издание, воспроизводящее рукописное лицевое житие, написанное кириллическим полууставом на церковно-славянском языке. В современном цельнокожаном переплете с золотым и блинтовым тиснением на корешке и крышках. Отличная сохранность. Большая редкость.

Библиография: Ундольский, № 3659; Базунов, № 333.

В представленном издании впервые опубликована факсимильным способом уникальная лицевая рукопись конца XVI века, содержащая пространную редакцию жития преподобного Сергия Радонежского. Современными исследователями она датируется с большой вероятностью 1592 годом. 

Считается, что рукопись была создана к 200-летию со дня смерти преподобного. Она была написана и иллюминирована в царских книгописных мастерских, как полагают, двумя писцами. Основным из них был один из писцов знаменитого Лицевого Летописного свода Ивана Грозного. Рукопись обозначается в научной номенклатуре как Троиц (ризн) 21, поскольку хранилась в ризнице Троице-Сергиевой лавры, являясь одной из главных святынь монастыря.

Рукопись жития содержит 652 миниатюры. Такого количества неизвестно больше ни в одном другом иллюстрированном списке жития какого-либо другого русского святого. Миниатюры в рукописи помещаются на обеих сторонах листа, предваряя иллюстрируемый текст, который можно рассматривать как подпись к миниатюре, что делает изображения особенно значимыми. Чрезвычайно ценна содержащаяся в них историческая информация. Лицевой сборник не является копией ни одного из известных более ранних сборников, имея с ними те или иные разночтения. Так, миниатюры лицевого Жития Сергия Троиц (ризн.) 21, являются одним из важных источников биографических данных об Андрее Рублеве. И в целом в науке преобладает мнение о самостоятельной работе изографа над миниатюрами, без опоры на точные образцы.  

Лицевое Житие Сергия Радонежского представляет собой уникальное произведение, в котором личность преподобного Сергия раскрывается одновременно в рамках литературного и изобразительного текстов, дополняющих друг друга. Тем самым можно говорить о новой интерпретации текста пространной редакции Жития, предложенной иллюстратором этой рукописи, что позволяет ей занять особое место среди других списков Жития. Памятник средневековой книжности имеет принципиальное значение для истории почитания преподобного Сергия, о чем свидетельствует сам факт его хранения в монастырской ризнице. 

Невозможно переоценить значение этой рукописи как в истории средневекового отечественного книгописания, так и шире - в истории древнерусского искусства. Это значение подчеркивает и тот факт, что в конце XVIII века с нее был сделан список для юного Петра I. Появление этой копии Троицкой лицевой рукописи исследователи связывают с событиями августа 1689 г., когда Петр I с матерью и женой укрывался в Троице-Сергиевой лавре во время конфликта с царевной Софьей.

Лицевая рукопись Жития 1592 г. была богато украшена, кроме цветных миниатюр, многочисленными инициалами и заставками старопечатного стиля. Благодаря своей необычайной красоте и ценности книжный памятник очень берегся монахами. Он долгое время был недоступен исследователям, которые получили возможность его изучить только после появления факсимильного издания в 1853 г., выпущенного к 500-летию введения преподобным Сергием в монастыре Общежительного устава.

Сборник включает три произведения: Житие Сергия Радонежского в Пространной редакции (Основного вида), Похвальное слово и Молитву к преподобному Сергию. «Житие Сергия», вышедшее из-под пера его ученика Епифания Премудрого, не дошло до нас в первоначальном виде. В середине XV века оно было переработано официальным агиографом Пахомием Логофетом. Пахомий писал его после «обретения мощей» Сергия в 1422 г. и основное внимание уделил «чудесам», свершавшимся у гроба святого. Однако описание жизни Сергия также подверглось под рукой Пахомия существенным изменениям: он значительно сокращает пространное житие Епифания, с тем, чтобы сделать его пригодным и для церковной службы, усиливает элемент похвалы святому в новом панегирическом стиле, удаляет нежелательные политические намеки. Удовлетворяя требованиям заказчиков, Пахомий придал «Житию Сергия» парадную форму.